В поисках утраченного. Лишь фотографий старый переплет о прошлом иногда напоминает…

О чем нам могут рассказать старые фотографии? Освежать в памяти невозвратимые мгновения прошлого, напомнить облик родных и друзей, а, быть может, открыть нашему взору уникальные  достопримечательности, события давно минувших лет, которые навеки останутся такими, какими когда-то увидел и изобразил фотограф.

Прошло семь лет с довольно значимого события в жизни Слуцкого краеведческого музея и всех жителей г. Слуцка: накануне 2008 года у витебского коллекционера Аркадия Подлипского музей приобрел семь почтовых открыток с изображением памятников архитектуры Слуцка конца ХIХ начала ХХ столетия. Они пополнили уже существующую в музее коллекцию фотографий с изображением города и его жителей.

Уникальность данного приобретения в том, что эти фотооткрытки практически столетней давности сделаны в известной фотостудии случчанина Сомира Львовича Юхнина, великого матсера фотографии конца ХIХ начала ХХ столетия.

Среди подаренных открыток – вход в Троицкий монастырь (1), вид на Троицкий монастырь с моста над рекой Случь (2), внутренний вид зала Слуцкой гимназии (3), духовное училище (4), польский костел (5). Кстати, они приобретены благодаря материальной поддержке двух слуцких предпринимателей  – Кулагина Александра Ивановича и Курловича Александра Александровича.

троицкий монастырь. Святые врата (1)

(1)

 

слуцк. вид с моста

(2)

 

внутренний вид зала гимназии нач 20 в

(3)

 

духовное училище нач 20в

(4)

 

костел св. Антония. Уничтожен после 2-й мировой войны (5)

 

(5)

 

Об авторе фотооткрыток сегодняшний наш рассказ.

Среди всех мастеров фотографии конца ХIХ начала ХХ столетия, которые жили и творили в нашем городе, особое место отводится слуцкому фотографу Сомиру Львовичу Юхнину (1870 – ?). Именно это имя было хорошо известно случчанам в начале прошлого века. Оно и сегодня хорошо известно любителям старинного фото. Проходя по экспозиционным залам Слуцкого краеведческого музея, невозможно обойти стороной фотоснимки, сделанныемастером. Фотонаследие Юхнина создает настоящую панораму жизни нашего города и края. Это целая галерея снимков, весьма простых и незатейливых, но выполненных с огромной теплотой и любовью к родному городу и людям, населяющим его. Среди них – портреты мещан и крестьян, сцены городской и сельской жизни, городские достопримечательности, памятники архитектуры, многие из которых, к сожалению, остались только историей.

Сегодня ценность снимков фотохудожника заключается в том, что мы можем видеть образ города столетней давности, следов архитектуры от которого практически не осталось.

В настоящее время не одно издание, посвященное истории Слуцка, не обходится без фотоснимков Юхнина, которые используются в качестве иллюстрации. Его работы можно увидеть в фондах республиканских музеев и архивов, их имеют потомки тех, кого он когда-то снимал, коллекционеры.

О жизни и творчестве фотохудожника до недавнего времени практически ничего не было известно. О Юхнине мы знали только с использованных в качестве рекламы текстов на паспарту фотоснимков. Отдельные страницы жизни и деятельности Сомира Львовича стали известны благодаря исследователю белорусской фотографии Национального музея истории и культуры Беларуси Надежде Савченко.

———————

Слуцкий фотомастер

Сомир Львович Юхнин не был коренным случчанином. 26-летний мещанин приехал из Витебска в наш город в феврале 1896 года. Об этом свидетельствуют архивные документы. Свое фотоателье молодой фотограф расположил в частном доме на одной из центральных улиц города – Шоссейной. Вскоре женился, появились дети – сын Лев и дочь София.

Фотоателье пользовалось популярностью в городе. Процесс фотографирования в начале ХХ столетия для простых людей становился очень важным событием в их жизни. К нему готовились несколько дней. Фотография могла служить едва ли не настоящим документом. К ее изготовлению мастер подходил серьезно. Об этом свидетельствует отличное качество фотографий, сохранившихся до наших дне. Их высокий уровень изготовления и сегодня, спустя столетие, не требует скидки на время.

Изначально Юхнин отдавал предпочтение кабинетным снимкам: персональным, групповым, семейным портретам – это приносило неплохой доход фотографу. Кроме того, фотоателье Сомира Львовича было единственным в городе специализированным отделением, где производилось увеличение портретов до натуральной величины. Особую популярность приобрело после того, как в 1907 году работы мастера были удостоены золотой медали на Международной выставке в Антверпене в Голландии, а через год – похвального отзыва на сельскохозяйственной выставке в Слуцке. Но поскольку в то время Слуцк не был большим городом и численность населения составляла чуть больше 14 тысяч человек, на приличное количество заказов рассчитывать не приходилось. И он находит выход из положения. Юхнин начинает делать снимки достопримечательностей Слуцка, типажей горожан и крестьян. Свои фотографии он сначала предлагает издателям почтовых карточек, а по возможности издает их самостоятельно. Автор работ четко и точно передает образы своих героев. Он с большим профессионализмом с помощью фотоснимка отражает характер и настроение героя, видя в самом простом и банальном сюжете нечто уникальное, колоритное, индивидуальное. Вглядываясь в работы мастера, сам т ого не замечая, окунаешься в атмосферу далеко минувших лет. Образы словно оживают. Каждый созданных Юхниным сюжет или фотопортрет прост, доступен в восприятии.. И что удивительно – несмотря на монохромность фотографии (она выполнена в черно-белом цвете), художественная выразительность ничуть не уступает современному фото.

Почтовые открытки издаются сериями по несколько десятков сюжетов, и каждая имеет свой порядковый номер.

———————

История оживает

Среди сюжетов почтовых карточек мы видим центральный вход в Троицкий монастырь. К сожалению, сегодня лицезреть это здание, притягивающее своей красотой, масштабностью и уникальностью исполнения, только на сохранившемся фото. Из истории нам известно, что еще в ХVI столетии Анастасия Слуцкая (бабушка Софии Слуцкой) после многочисленных набегов татар в разрушенном Троицком монастыре вместо деревянной заложила каменную Троицкую церковь – храм в честь обороны края от татар и в память о погибших воинах. Он возвышался в Троицком предместье города (в районе нынешнего медицинского колледжа). Храм стал своеобразным памятником слуцким князьям. Фотомастеру и его современникам посчастливилось во времена существования этого памятника архитектуры. К сожалению, в первой половине ХХ столетия монастырь был разрушен.

Вглядитесь в портреты людей. Особой притягательностью обладает портрет молодой случчанки. Ее мечтательный взгляд и легкую улыбку так и хочется сравнить с улыбкой Джаконды. Особое очарование ее образу придают густые волосы, заплетенные в длинную девичью косу.

А вот портрет уже совершенно другого характера. На нем изображена личность довольно известная в те времена в нашем городе. Это слуцкий помещик, политический деятель, почетный судья Слуцкого уезда Эдвард Войнилович (1844-1924г.г.) (6).

портрет Войниловича

В его осанке – уверенность и самодостаточность. Во взгляде – мудрость зрелого человека, какая-то надежность. Весь облик мужчины говорит о его волевом характере и чувстве собственного достоинства. Для создания фона фотомастер придерживается минимализма:  кресло, книга на столе…

Кстати, из истории известно, что Войнилович был одним из самых богатых помещиков Минской губернии. На протяжении 35 лет он был почетным судьей Слуцкого уезда. В доме Войниловича (ныне здание Слуцкого краеведческого музея) в 1920 году состоялся 1-й белорусский съезд Случчины. В свое время Российский премьер-министр П.А. Столыпин предлагал нашему земляку возглавить министерство сельского хозяйства Российской империи. За средства Войниловича  в Минске был построен храм св. Сымона и Елены (в память двух рано умерших детей Войниловича), так называемый Красный костел. Строительство храма началось в 1905 году, был открыт в 1910 году. На его строительство дворянин пожертвовал большую по тем вреиенам сумму – 100 000 рублей.

На следующем фотоснимке изображен внутренний вид зала Слуцкой гимназии. Здесь светло, просторно. Высокие потолки, огромные колонны, камин в углу… привлекает внимание огромный портрет царя Николая II, возвышающийся над столом. Кажется, что через широко распахнутые двери сейчас войдут директор и преподаватели гимназии и начнут бурно обсуждать актуальные темы, волнующие каждого, кому дорого это учебное заведение.

Как видим, каждая фотография мастера уникальна, наполнена глубоким психологизмом.

————————-

О времена, о нравы!

После Октябрьской революции у фотографа появляется новая тематика. Среди его работ – снимки крестьян, их быт, памятники архитектуры.

белорусский крестьянин. нач 20 в

 

девочки из д. Лучники

Его жизнь в советские времена складывается непросто. Сегодня эта ситуация нам покажется абсурдной, а в 1927 году в 58-летнем возрасте из-за приобретения и хранения 500 штук заграничных фотооткрыток, необходимых для работы, Юхнин был арестован ОГПУ и 6 апреля 1928 года решением Коллегии ОГПУ выслан из города без права проживания в крупнейших городах страны и приграничных губерниях.

uxnin111юхнин1

Его следы теряются во Владимире, куда и был выслан Сомир Львович. Как сложилась его дальнейшая судьба – неизвестно. Лишь можно предполагать, что однажды арестованный, он вряд ли смог избежать дальнейших репрессий…

———————-

Лишь только миг…

Мы же, потомки, всматриваясь в фотографии давно минувших лет, лишь может восхищаться талантом, высоким профессионализмом и мастерством фотохудожника.

Старые фотографии – это память, запечатленный миг прошлого, яркий момент чьей-то жизни, напоминание о пройденном, неповторимом. Только они могут рассказать о том времени, которое, увы, уже никогда не вернуть.

ФОТОГРАФИИ СОМИРА ЮХНИНА

еврей-талмудист нач 20 в

 

свято-ноколаевский собор к 19 ст. взорван в 1934 году

лирники на ярмарке в Слуцке

шляхтич в слуцком поясе

юхнин

крестьяне д. лучники

духовное училище нач 20в

здание коммерческого училища. ныне консервный

…….

Над темой работала Наталья Бабина

Фото из архива Слуцкого краеведческого музея

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск