С 1 марта 2021 вступил в силу новый Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее – ПИКоАП).
В ПИКоАП предусмотрено, что большинство административных правонарушений, относящихся к категории административных проступков и значительных административных правонарушений, с согласия правонарушителя будут разрешаться в ускоренном порядке.
Так, согласно ст. 10.1 ПИКоАП ускоренный порядок ведения административного процесса применяется в случаях:
1) наложения административного взыскания за административное правонарушение, совершенное в ходе судебного разбирательства;
2) наложения административного взыскания при признании физическим лицом своей вины;
3) фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами;
4) освобождения от административной ответственности за совершение административного проступка с вынесением предупреждения.
Ускоренный порядок ведения административного процесса осуществляется по общим правилам ПИКоАП. При ведении административного процесса в ускоренном порядке протокол об административном правонарушении не составляется.
Остановимся подробнее на особенностях ведения административного процесса в вышеуказанных случаях.
Административный процесс при неуважении к суду
При совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства (например, за неуважение к суду (ст. 25.1 КоАП)) об этом должна быть сделана соответствующая запись. Она может быть совершена в кратком протоколе или прямо в протоколе судебного заседания. Затем выносится постановление о наложении административного взыскания в виде отдельного процессуального документа.
Этот порядок привлечения к административной ответственности может быть применен в случае совершения административного правонарушения в судебном разбирательстве по уголовным, гражданским, экономическим делам или делам об административных правонарушениях.
Неуважение к суду может выражаться, в частности:
– в неподчинении распоряжениям председательствующего в судебном заседании;
– нарушении порядка во время судебного заседания;
– совершении иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду.
Вышеперечисленные действия влекут наложение штрафа в размере до 20 БВ, или общественные работы, или административный арест (ст. 25.1 КоАП).
Административный процесс в случае признания вины
В тех случаях, когда правонарушитель признал вину и согласился на административное взыскание без составления протокола, лицо, уполномоченное составлять протокол, выносит постановление о наложении административного взыскания (штраф, депортация). Оно вступает в законную силу с момента вынесения. Штраф при этом может быть уплачен на месте.
Вышеназванное правило не применяется в отношении:
– физлица, если в санкции КоАП предусмотрены общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;
– ИП, если совершенное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, при этом ИП указан в санкции и выполняется специальное условие, предусмотренное ч. 3 ст. 4.6 КоАП;
– иностранца (лица без гражданства), если в санкции предусмотрена депортация. Исключение – иностранцы или лица без гражданства, прибывшие в пункт пропуска через Государственную границу для выезда из Республики Беларусь;
– административных правонарушений, совершенных повторно, которые влекут уголовную ответственность;
– правонарушений, влекущих административную ответственность по требованию потерпевшего (законного представителя).
Административный процесс при фиксации правонарушения спецтехсредствами.
В случае фиксации правонарушения против безопасности дорожного движения спецтехсредствами, работающими в автоматическом режиме, лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выносит одно из двух видов постановлений:
– о наложении административного взыскания;
– об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения.
Постановление, вынесенное в рассматриваемой ситуации, подписывается лицом, его составившим. Копия постановления (или копия постановления с предупреждением) в течение 3 дней со дня его вынесения вручается или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, либо направляется ему посредством электронной или другой связи, в том числе через интернет.
В рассматриваемой ситуации у должностного лица органа, ведущего административный процесс, отсутствует обязанность доказывать вину лица в совершении административного правонарушения против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, зафиксированного спецтехсредствами, работающими в автоматическом режиме.
В случае несогласия с привлечением к административной ответственности (освобождением от нее) в вышеописанном порядке можно подать письменное заявление в ГАИ по месту жительства. Срок подачи – месяц со дня получения копии постановления. В этом случае также важно сохранить конверт или иной документ с отметкой о дате вручения. В дальнейшем административный процесс по данному факту будет вестись в порядке, определенном ПИКоАП. Это означает, что собственник или иное лицо, управлявшее транспортным средством, должны самостоятельно доказывать отсутствие вины.
В случае опротестования такого постановления оно утрачивает силу в день получения указанного заявления (протеста).
Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий :
– признание факта совершения правонарушения;
– согласие на освобождение от административной ответственности;
– вынесение предупреждения;
– отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;
– неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.
Освобождение от административной ответственности также применяется в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Наличие оснований для освобождения от административной ответственности с учетом положений ч. 4 ст. 8.3 нового КоАП устанавливается должностным лицом органа, ведущего административный процесс. Это осуществляется на основании сведений, учет которых ведется в порядке, установленном Правительством.
В случае наличия вышеперечисленных оснований лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выносит постановление об освобождении от административной ответственности с вынесением предупреждения. Такое постановление вступает в законную силу с момента его вынесения.
Старший помощник прокурора
юрист 1 класса И.Ю.Губина
Комментарии