Многодетный отец: Зачисление старшего сына в детский сад стоило барабан краски

Отец четверых детей Дмитрий Цавловский в проекте «Обратная сторона медали» поделился своими размышлениями о поборах, подарках учителям и адские темы в родительских вайбер-чатах, пишет Салідарнасць.

— У нас четверо детей. Старший уже совершеннолетний, младшая посещает ясли. Средние учатся в гимназии. Таким образом мы с женой наблюдаем здешнюю систему образования в кратчайшей дистанции почти двадцать лет, — рассказывает Дмитрий.

С вытягиванием денег из родительских карманов многие сталкиваются еще до того, как ребенок впервые переступит порог детского сада или школы. Практика предложений «помочь финансово» во время подачи заявления о зачислении не прерывалась никогда. Наличными деньгами, натуральным расчетом или перечислением в пользу попечительского совета — так или иначе, но вам предлагают сразу согласиться с тем, что обеспечиваемое государством (или «бесплатное», как его чаще называют) образование будет стоить для вас дополнительных денег. Можно ли не платить?

Можно, но не всем. Зачисление старшего в детский сад обошлось мне в барабан краски (25 кг) и малярные мелочи. Это было первое столкновение с системой.

Доминирующая в обществе очень вредная аксиома «все равно придется платить» сделала свою работу. Больше «входных билетов» мы не покупали.

 

В районе, где живет семья Дмитрия, хватает садов и школ:

— Администрации учреждений образования не имеют возможности отказать. А если есть гарантированный вариант, можно же пытаться стучаться в другие двери. Поэтому без всяких затрат отдавали детей учиться и не по месту регистрации. Однако есть те, кто сразу находятся в положении просящих.

Неподалеку от нас Каменная горка. Жилье там строится быстро, а школ и садов пока катастрофически не хватает. Тамошним родителям советуют самим искать варианты, более удобные, чем те, чтобы возить ребенка через полгорода. Они имеют вроде бы те же права, но им могут вполне законно отказывать.

 

Дмитрий считает любые сборы денег — на нужды сада-школы или на коллективные подарки от родителей — делом никудышным.

— Хочешь соответствия своим идеальным представлениям за деньги — пользуйся услугами частных учреждений. Хочешь образования за бюджетные средства — получай то, на что способна государственная система.

На своей странице в Фейсбуке Дмитрий высказывался: оплачивать наличными ремонт в классе или группе — преступление.

«Что нередко происходит, когда родители наличными деньгами оплачивают ремонтно-строительные работы?

Через некоторое время оформляются фиктивные акты выполненных работ. Государственные деньги перечисляются на счета специальных фирм и с определенными потерями возвращаются к „распорядителям“ наличными. Даже если эти деньги потом используются исключительно в пользу детского учреждения, это — преступление (согласно актуальному законодательству). Но в такие сказки я не верю. Деньги эти, скорее всего, остаются в карманах, касающихся руководителей.

Можно ли помочь, если хочется, но не участвовать в преступлении?

 

Совсем несложно. Перевести деньги на счет школы / детского сада с пометкой „родительская помощь на ***** (например, ремонт кабинета N ° …)“. И попросить потом отчет. Если будет очевидно, что деньги потрачены небрежно (деревянные двери установили за 2000 рублей), будет возможность обратиться к органам финансового контроля».

— Говорили ли вы об этом с родителями детей, которые учатся с вашими? Какова была реакция?

— Да. Не единожды приходилось обсуждать вытягивание денег с другими родителями. Во всех коллективах встречал способных самостоятельно критически мыслить. Обычно они имеют похожую на мою точку зрения.

Были и такие, кто искренне говорил, что налоги платят далеко не со всех доходов, поэтому совесть заставляет их компенсировать каким-то образом расходы на образование своих детей.

 

Много тех, кого поборы возмущают, но они считают, что ничего не способны изменить. Поэтому готовы делать все, что требуют сотрудники системы образования, так как считают (и не безосновательно), что те в состоянии навредить детям.

Но есть и пламенные сторонники взимания денег. Именно через них никто не может отменить эту позорную практику. Они считают, что образование фактически давно платное, и отрицать этот факт преступно по отношению к своему ребенку. Именно на них опирается администрация через учителей и воспитателей.

На родительских собраниях они всегда переводят разговор с «почему и зачем платить» на «по сколько денег собирать». И с этого момента почти ничего сделать невозможно. Начинаются регулярные вопросы «когда сдадите?», Которые иногда сочетаются с хамством. Это чистое вымогательство, когда, щадя свое здоровье, стараешься скорее отдать деньги, лишь бы не иметь дел с гопничеством.

— Дает ли родительский комитет отчет, на что была потраченная родительская помощь? Вы знаете, что приобретают для класса или группы в садике?

— Обычно родительские комитеты делают полные и подробные отчеты. Детей у нас немало, поэтому приходилось и самим быть в родительских комитетах. Сейчас на предложения «поработать» в родительском комитете, говорю, что все буду делать по закону через расчетный счет учреждения. Сразу отказываются.

 

Бывает иначе. В классе младшего сына уже три года возглавляет родительский комитет женщина, которая демонстративно и принципиально не дает отчета: «Не буду я ничего расписывать. Хотите все знать, сами и занимайтесь». Все молчат. И далее сдают ей деньги.

По мнению Дмитрия, родительские собрания подчеркивают разницу между многодетными семьями и теми, где воспитывается один ребенок.

— Все эти «давайте скорее определим сумму», «зачем обсуждать, только время тянете», «повсюду покупают» чаще всего звучат от последних. Они не хотят понимать, что их «неужели жалко 50 рублей на своего ребенка» означает 200 в случае четырех. Будто и не хотят задуматься над тем, помогут ли хоть чем-то эти пожертвования детям.

— Какие размеры родительских взносов сейчас в минских школах-садах? И на что, кроме потребностей учреждения образования, сдают деньги родители?

— Подсчитать, сколько денег школа или сад «предлагает» пожертвовать, довольно сложно. Официально гимназия в этом учебном году объявила: родители сдают 20 рублей в опекунский совет и 17 рублей на воду.

 

Детский сад — две базовых величины из семьи (независимо от количества детей) в попечительский совет. Воду приносим по очереди сами и вынуждены докупать гигиенические средства.

Неофициальные же траты обычно значительно больше. И здесь трудно разграничить инициаторов. Распоряжения администрации, желания классных руководителей и инициативных родителей. Что-то обсуждается, что-то тихо тратится под грифом «нужды класса». Самой большой статьей раньше был ремонт помещения, сейчас, наверное, оргтехника и ее обслуживание.

Не самая затратная, но очень нервная тема — подарки. В вайбер-чатике она вызывает настоящий ад. Сотни сообщений за вечер. Почти за два десятилетия мне никто вразумительно не смог объяснить, а почему нужно шесть раз в год поздравлять учителей? Если честно, я сам уже давно и не спрашиваю, но время от времени это делают коллеги по несчастью.

На День учителя и на последние звонки почти во всех минских школах есть обязательные планы по букетам. Обычно кто-то из завучей доводит классным руководителям, сколько букетов и для кого конкретно они должны обеспечить за счет родителей.

Очень больной для меня вопрос — подарки детям. Я уверен, что это вредно с педагогической точки зрения. Но в детском саду нет никакой возможности их избежать. Просто не приводить ребенка на утренник не выход. Мало того, что они проводятся в рабочее время, подготовка к ним начинается как минимум за месяц и является частью образовательного процесса. Подготовить же ребенка к тому, что он не получит подарка в то время, когда получают все, трудно, если вообще возможно. В школе немного проще, можно просто не посещать соответствующие мероприятия.

Мало кто трогает тему деятельности турбизнеса в учреждениях образования. И даже дело Доната Скакуна, в которой «жертва» использовала подростков в качестве курьеров турфирмы, не заставила Министерство образования выгнать продавцов из своих заведений. Что в них плохого? Они покупают учителей бесплатными поездками (или супер-скидками) для сопровождающих.

Например, одна из классных руководительниц смутила пассажем: «Надо решить, куда мы с детьми уедем. Я со своим предыдущим классом ездила каждые каникулы. Я бы хотела посетить Париж, Берлин и Санкт-Петербург». Да, заставить участвовать в этом невозможно. Но негативных последствий избежать также.

Со старшим была история, когда две трети класса с учительницей отдыхали несколько недель в Болгарии. Класс после этого четко разделился на две части. И было несколько неприятных случаев по этому поводу.

А как считаете вы: стоит сдавать деньги на нужды школ и садиков? Изменилось ли отношение к вашим детям, когда вы отказывались это делать — делитесь своим опытом на странице «Солидарности» в Фейсбуке.

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.
Капитал Слуцк

Комментарии

Оставить комментарий