«Комсомолка» полистала дореволюционные и советские газеты Беларуси и посмотрела, о чем в те времена писали в преддверии зимних праздников
1908 год: осетрина, камамбер и шампанское для избранных
Дореволюционные газеты рождественско-новогодними темами не увлекались. В основном в них печатали рекламные объявления торговцев, которые наперебой завлекали покупателей чем-нибудь эдаким.
Реклама магазина А.Фейгина впечатляет ассортиментом, которому позавидуют многие современные гипермаркеты:
— К предстоящим праздникам получен большой выбор разных конфет первоклассных фирм. Через день и два раза в неделю получается: осетрина, лососина, стерлядь… Сыры: швейцарский, рокфор, бри, камамбер… Фрукты и виноград лучших сортов.
Магазин Б.И. Атливанникова не отстает: предлагает не только сладости, но и елочные украшения. А чтобы покупатели не остались с пустыми руками, 23 и 24 декабря магазин работал до 10 вечера. Сейчас, к слову, наши универмаги и торговые центры накануне Нового года тоже продлевают время работы. Традиция!

В преддверии Рождества торговцы хвастались в рекламных объявлениях товарами, которые получали специально к праздникам.Фото: Анна РЫБЧИНСКАЯ
Еще одна тема, актуальная как сейчас, так и сто лет назад – предпраздничные распродажи. Надо сказать, в те времена торговцы на скидки не скупились. Скажем, магазин ярославского полотна в Минске накануне Рождества предлагал ткани и пуховые платки со скидкой 20% и больше. У винного склада Алексея Мамулова – свои специальные предложения:
— Рекомендуется почтенной публике бутылка вина за 25 копеек, вполне замещающая прежние вина в 50 копеек.
То есть сэкономить можно в два раза. И потом – сдать бутылку за 5 копеек (это прописано отдельно). А вот шампанское в те времена еще не успело стать главным напитком зимних праздников. Лишь в конце объявления приписка: «В погребе имеются несколько сортов русских шампанских вин от 75 копеек до 3 рублей за бутылку». Что и говорить, дороговато.
1915 год: гулянья до четырех утра и елка для раненых на войне
Разумеется, без гуляний на Рождество и Новый год в начале прошлого века не обходилось. И нравилось это не всем! В 1911 году «Наша Нiва» опубликовала следующее письмо возмущенного читателя:
— Надыходзяць Каляды, а з iмi пачнуцца iгрышчы i вечарынкi. У нашай вёсцы тады амаль ня кожны вечар збiраюцца хлопцы i дзеўчаты дзе-небудзь у адну хату i гуляюць да поўначы, але што i як?! Аж вушы вянуць, як пачуеш iхнiе гутаркi i жарты i робiцца сумна на сэрцы, да чаго дайшла наша маладзеж!
А вот как размашисто погулял на встрече 1913 года Белорусский музыкально-драматический кружок:
— Кружок спаткаў вясёла пры музыцы, песьнях i танцах. Забаўлялiся да 4 гадзiн ранiцы.
В 1915 году газета Оршанского уезда рассказала о рождественском вечере, который устроили в местном лазарете для раненых в Первой мировой. Пациенты надели белые рубашки и под звуки марша вышли к наряженной в общей комнате елке.
— Затем подали роскошный ужин из пяти блюд, во время которого граммофонная музыка не переставала ласкать слух. По окончании ужина роздали довольно богатые подарки, — пишет автор репортажа.
1932 год: 1 января – день ударника
После революции Рождество и Новый год оказались в опале. Под конец года газеты писали исключительно о том, какие районы перевыполнили план, а какие недовыполнили, и сколько всего предстоит намолотить, построить и выпустить в следующем году. Рождественские заметки тоже встречались – вернее, антирождественские.
— Антыкалядная кампанiя праводзiцца па Менскаму раёну з 20 сьнежня па 20 студзеня, — сообщала в конце 1932 года газета «Звязда». – Менгарсаветам саюзу ваяўнiчых бязбожнiкаў па ўсiх фабрыках, заводах, арцелях, жактах i рабочых клюках арганiзуюцца антырэлiгiйныя вечары.
Погулять на Новый год тоже не получалось: власти запретили делать 1 января выходным днем.
— У сувязi з паступаючымi запытаньнямi аб перанясеньнi выходнага дня з апошнiх дзён сьнежня на 1 студзеня 1933 г., НКП СССР растлумачваюць, што 1 студзеня зьяўляецца рабочым днём i днём ударнiка. Перанясеньне выходнага дня на 1 студзеня 1933 г. не дазваляецца, — напомнила «Звязда».

В начале 1930-х 1 января не отдыхали, а ударно трудились. Фото: Анна РЫБЧИНСКАЯ
Однако во второй половине 1930-х новогоднее настроение вернулось в газеты. В первую очередь – в виде тех же рекламных объявлений. Из них можно узнать, что в конце 1936 года елочные украшения и конфетные подарки продавались в магазине кондитерсбыта с 9 утра аж до 12 ночи, а молочный комбинат к Новому году неожиданно запасся… мороженым! Причем за ним даже не нужно было идти.
— Доставка транспортом завода в указанный заказчиком час, — обещает объявление.
А 30 и 31 декабря 1936-го трест ресторанов и кафе решил устроить вечера смеха и юмора. В программе – иллюминация на елке, джаз-оркестр, выступления артистов, лучших кулинаров и призы за лучшие маскарадные костюмы.

Во второй половине 1930-х Новый год снова стали отмечать. Причем размашисто — с ужином, музыкой и маскарадом.Фото: Анна РЫБЧИНСКАЯ
1948 год: 18-метровая главная елка и запрет на костюмы из ваты
1 января отмечали еще и день рождения БССР, который нередко оказывался важнее Нового года. Например, в декабре 1948 года все заметки с праздничными заголовками в газете «Звязда» на самом деле были посвящены 30-летию республики. Но о столичном новогоднем рынке с 18-метровой елкой газета тоже рассказала. Торговали там всем на свете – от продуктов и одежды до радиоприемников и мотоциклов.

Такой была новогодняя ярмарка в Минске в 1948 году.Фото: Анна РЫБЧИНСКАЯ
А МЧС отдельным объявлением напомнило о правилах безопасности во время детских утренников.
— Забараняецца дапускаць да ўдзелу на ёлцы дзяцей i дарослых, апранутых у касцюмы з ваты, паперы, марлi i г.д., а таксама наладжваць гульнi вакол ёлкi з запаленымi свечкамi, — сказано в памятке.
Кстати, курить в помещениях, где проводили елки, тоже было нельзя. Но не потому, что вредно, а потому, что опасно.
1986: мультфильмы у Дворца спорта и пластинка Пугачевой в подарок
Чем дальше, тем более современными становились предновогодние газеты. В 1976 году «Советская Белоруссия» рассказала, что в стране изготовили 350 тысяч сладких подарков для детей, а также сходила на репортаж в отдел елочных игрушек:
— В больших и маленьких разноцветных шарах отражаются восторженные лица ребят. Из рук в руки переходят большая звезда и остроконечная верхушка, которые вскоре украсят елки. К всеобщей радости ребят, хлопушки, бенгальские свечи, серебристый дождик и электрические гирлянды им вручает не просто продавец, а самая настоящая Снегурочка!

Во времена позднего СССР на первых полосах газет выполнение планов и ударный труд — никаких Дедов Морозов!Фото: Анна РЫБЧИНСКАЯ
Спустя еще десять лет новогодние гуляния в столице, как и сейчас, были во всех девяти районах. Эпицентр праздника – Дворец спорта.
— В гуляньях примут участие два духовых оркестра со своими Дедами Морозами и Снегурочками. Рядом с городской елкой будут демонстрироваться мультипликационные фильмы. Там же будет произведен праздничный фейерверк, — рассказывала «Советской Белоруссии» замначальника отдела культуры Мингорисполкома.
Корреспонденты газеты поинтересовались у директора Белорусского дома грампластинок, что лучше дарить близким на новый 1987 год. Директор посоветовал новые альбомы: «Сыновья уходят в бой» Владимира Высоцкого, «Счастья в личной жизни» Аллы Пугачевой и «Музыка для всех» ансамбля «Верасы».








Комментарии