С момента распада СССР и вплоть до так называемых «нулевых» годов редкий номер любой газеты обходился без материалов про то, как кто-то где-то обманул потребителей. Потому что обманывали их все, кому не лень. На каждом шагу. А потом тематика «защиты потребителей» мало-помалу сошла на нет. Так что в наши дни можно подумать, что обманывать потребителей товаров и услуг сегодня перестали. И все граждане страны стали жить честно. Вроде бы…
Чтобы выяснить, так ли это, мы обратились к заместителю Минской областной организации защиты прав потребителей Василию Волосюку, рассказывает mlyn.by.
— На сайте Белорусского общества защиты прав потребителей можно увидеть много организаций. И, казалось бы, все замечательно. Но, к сожалению, подавляющее большинство организаций работают в крупных городах: в столице и областных центрах, — отмечает Василий Волосюк. — В регионах ситуация значительно хуже. Если оценивать картину без прикрас, то следует признать: на периферии общества защиты прав потребителей работают лишь в Полоцке, Пинске, Сморгони и Кобрине. А в Минской области — в Борисове, Молодечно, Солигорске, Марьиной Горке. В списке этом нет даже столь крупного по белорусским меркам города, как Жодино. Это значит, что 80% сельского населения столичного региона не имеют права на потребительскую защиту. В 19-и (из 22 + Жодино) районах вообще нет подобных структур.
— И где в таком случае искать правду обманутым?
— Только у нас — в Минской областной организации защиты прав потребителей, которая работает с 2017 года. В связи с чем, хотелось бы сказать, что организация наша работает над тем, чтобы открыть свои представительства во всех регионах области. Чтобы взять под защиту всех сельских потребителей области. Потому что именно сельское население осталось сегодня самым бесправным с точки зрения защиты от недобросовестных продавцов товаров и услуг.
Пользуясь этим обстоятельством, все организации, которые в прошлом занимались мошенничеством и прошли через городские суды, прекратили работать в городах и наладили ее в сельской местности, продавая товары сельским жителям. В законодательстве такие продажи называются «продажей товаров на презентациях». В настоящее время утверждена, то есть получила «правовое одобрение», также система прямых продаж.
— Как это происходит на практике?
— По наезженной колее, которая повторяется практически во всех населенных пунктах.
В деревню приезжает одна машина или несколько, на которых привозят товар. Есть возможность — жители населенных пунктов приглашаются на презентацию в какой-нибудь местный клуб/кафе. Нет — начинается обход квартир/домов.
— Что в таких продажах самое опасное для потребителей?
— Самое страшное — кредитный договор. Потребителю его выписывает не банк, а продавец, который продает товар (странно, почему компетентные органы до сих пор проходят мимо такого вопроса, как наличие у продавцов банковских договоров).
Алгоритм действий там не меняется. Продавец предлагает купить, к примеру, пару сковородок и одну скороварку, всячески нахваливая товар. Покупатель ссылается на то, что у него не хватает денег на всю сумму.
Тогда ему предлагают оформить кредит, по которому надо платить, к примеру, 50-70 рублей в месяц в течение полугода. Покупатель подписывает договор, а спустя какое-то время выясняется, что кредит оформлен не на полгода, а на 3-5 лет. Обычно на 60 месяцев.
— Можно назвать несколько примеров?
— В одну из деревень Копыльского района к 84-летней пенсионерке наведались две девушки-продавца. Женщина была одна, дочь на работе. Ей предложили кухонную посуду. За 40 рублей в месяц, выписав ей кредит на 5 лет. То есть по итогу договора (40 рублей/месяц) бабушка должна была заплатить 2400 рублей при том, что цена аналогичной посуды в магазине — 27 рублей.
Позже с работы вернулась дочь. Разобралась в подлоге и обратилась к нам. А через три дня бабушку похоронили. Но на этом кредитная история не закончилась, так как банк обязал выплатить кредит дочери. Все те же 60 месяцев.
Другой случай. В 2012 году одна пенсионерка взяла кредит в банке для внука в размере 800 рублей. За год она выплатила. Это она так думала. Потому что в реальности ей пришлось выплачивать его до конца 2018 года.
Когда мы начали разбираться в этом деле, банк через нотариальную контору уведомил ее в том, что та не доплатила банку еще 110 тысяч рублей. При этом деньги стали удерживаться с пенсии, что вообще за рамками сознания.
Мы предложили женщине сходить в пенсионный фонд и взять выписку, на каком основании фонд с нее высчитывает.
По дороге в пенсионный фонд в декабре 2018 года она умерла. Не выдержало сердце…
Еще пример. К жительнице Пуховичского района приехала с «презентацией» одна брестская фирма. Продав ей массажную накидку (стоимостью 60 рублей) и два комплекта постельного белья за 3970 рублей. Причем, в кредит на 60 месяцев. По итогу покупательница должна была вернуть банку 7200 рублей. Когда стали разбираться, оказалось, что женщину представители фирмы «уговорили» с помощью гипноза. Продажи на презентациях с помощью гипноза — что может быть оригинальнее?!
В итоге во время судебных разбирательств договор удалось расторгнуть, деньги вернули покупательнице, товар — продавцу…
Как видим, схемы продаж — самые что ни есть мошеннические. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что такие схемы получили популярность на селе как раз потому, что народу, по сути, некуда податься. Не случайно для обманов шулеры выбирают самые незащищенные слои населения — пенсионеров…
Владимир Орехов
Фото: из архива героя
Комментарии