Кто такие белорусы-сакуны и при чем тут Старые Дороги

Так говорили не Тофсла и Вифсла из сказки Туве Янссон, и это не выдуманный язык старшей группы детского сада, а частичка нашего прошлого. В историко-этнографическом музее Старых Дорог есть целая экспозиция, посвященная белорусам-сакунам. И да, так разговаривали именно они, повествует mlyn.by.

Довольно большая этническая группа, компактно жившая на самых северных границах Полесья, была практически неизвестна научному сообществу XIX века. Да и сейчас, собственно, мало кто может сказать, кто такие сакуны. И почему — сакуны?

Это наименование открыл для нас Исаак Абрамович Сербов, этнограф, археолог и фольклорист, сотрудник Института Белорусской культуры. В 1910–1913 годах он, будучи членом Северо-Западного отдела Русского географического общества, много времени потратил на изучение наследия белорусского Полесья и окрестных регионов. В 1915 году вышла его книга «Белорусы-сакуны. Краткий этнографический очерк», ее можно найти на сайте библиотеки Белгосуниверситета. 9 мегабайт и 180 страниц погрузят вас в интереснейший уникальный срез жизни полешуков, каким его видели более ста лет назад проезжающие по старинному тракту от Варшавы до Москвы.

В наше время о сакунах могли забыть, если бы не усилия сотрудников Историко-этнографического музея Старых дорог. Тут открылась экспозиция, посвященная укладу наших не слишком-то далеких предков.

Еще Сербов отмечал невероятное разнообразие нарядов, обычаев, речевых оборотов и даже нравов полешуков, живших буквально по соседству. Например, телеханцы слыли хитрыми и прижимистыми, а рукава носили длинные и широкие, логишинцы же, напротив, славились мягкостью и честностью, но одежку кроили узкую и не слишком броскую.

— Сакуны же выделялись еще и своей речью, — рассказала нам директор музея Наталья Бацылева, — и не только тем, что все окончания -ся у них были твердыми -са, но собственной манерой счета, например. Там где все говорили один, одна, одно, сакуны произносили адны, адны, адны без вариантов.

А еще одевались особо, вместо лаптей часто было некое подобие индейских мокасин и греческих сандалий одновременно, а женский головной убор дополнялся своеобразным цилиндрическим элементом, как у бретонских матрон на западе Франции.

— В 2019 году экспозиция музея «Матэрыяльная i духоуная культура беларуса-сакуна пачатка ХХ ст.» была представлена на IV Национальном форуме «Музеи Беларуси». На выставке экспонировался и национальный костюм стародорожанок, головным убором в котором является намитка, — делится Наталья. — Это был обязательный атрибут замужней женщины. Я всегда удивлялась, как наши бабушки и прабабушки мастерски могли повязать, довольно сложным способом, ежедневный головной убор! Пробыв на выставке в намитке весь день, могу с уверенностью сказать, что к вечеру почувствовала дискомфорт. Но, несмотря на определенные неудобства, традиции и красота для сакунов были превыше всего!

У белорусов-сакунов интересная традиция застройки деревни, которая ближе северным районам, немного отличающиеся формой орудия труда и особенные рыболовецкие снасти, особые образцы ткачества, которые еще встречаются в старинных бабушкиных сундуках у местных жительниц. В книге Сербова довольно много фотографий. Что бросается в глаза, — это удивительная опрятность селян, отсутствие ярких элементов, чистота линий силуэтов, минимализм в орнаментах и украшениях и настоящая, какая-то гармоничная красота людей.

Все это можно увидеть в музее. Экспозиция на редкость полная и отражает практически весь уклад жизни белоруса-сакуна. Что интересно, сотрудники музея и энтузиасты повторили фотографии, сделанные Сербовым, таким образом совершенно иначе смотришь на прошлое, практически погружаешься в него.

Википедия тоже знает про белорусов-сакунов и сообщает нам следующее:

Сакуны́ — частка беларускага племя дрыгавічаў, засялялі верхнюю плынь ракі Пцічы і яе прытоку Арэсы (яе сакуны называлі Расой). Сакунамі іх назвалі за тое, што ўсе дзеясловы на «ся» ў іх сканчаюцца цвёрда на «са», напрыклад: выспоўсанагукаласа (нагаварылася), завернессапрогуляймасаабачніса (прачніся). Паводле статыстыкі на 1915 год агульная колькасьць сакуноў налічвала 10 200 чалавек, з якіх 5300 мужчын і 4900 жанчын

Автор статьи: Игорь Губарь

Автор фото: Екатерина Сейнова

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.
Капитал Слуцк

Комментарии

Оставить комментарий