Слуцкая школьница создала беспроводное зарядное и работает над телескопом

С Лизой Гринюк мы познакомились на молодежной конференции TEDxYouth@Minsk. Я оказался там, можно сказать, случайно, она, в отличие от меня, — нет. В начале года, тогда еще десятиклассница слуцкой средней школы № 11, Лиза представила на конкурсе идей «Першыя» свою платформу для беспроводной зарядки. Став финалисткой, она приехала в Минск, чтобы рассказать о проекте широкой аудитории и поделиться опытом, как превратить идею в реальность, сообщает mlyn.by.

Молодежная конференция TEDx должна была пройти еще в мае, сразу же после объявления финалистов «Першых», но из-за пандемии состоялась только осенью. Ее решили организовать в режиме онлайн, а в зал пригласили ограниченное число зрителей. Пока организаторы готовятся к трансляции, решают технические вопросы, а участники конференции репетируют свои выступления, мы чуть в стороне от сцены беседуем с Лизой о физике и ее первых проектах.

— Сначала я всем предметам уделяла одинаковое внимание, не было такого, что какой-то нравится, а какой-то нет. Физику я открыла для себя, когда к нам пришел новый учитель. Это был, наверное, восьмой класс, — вспоминает одиннадцатиклассница. — В предыдущей школе он занимался с детьми исследовательской деятельностью, и у нас он тоже решил поработать в этом направлении, отобрав несколько учеников. Мы начали ездить на дополнительные занятия по физике в БГУ, но со временем желающих уделять этому время становилось все меньше и меньше. В итоге в нашей группе осталось буквально два-три человека.

Вскоре Лиза решила поучаствовать в районной олимпиаде. Но с первого раза оказаться в числе победителей ей не удалось. На следующий год она уже взяла диплом второй степени, и вместе со своим учителем Дмитрием Черновым начала думать об исследовательских работах. Первой разработкой стал рекуператор — устройство для вентиляции в помещении.

— Мы создавали его еще с одним парнем из нашей школы — Тимофеем, вместе ездили на конкурсы. Этот проект даже взял диплом первой степени на инженерной конференции школьников в Москве, а в Питере мы с ним заняли третье место на Балтийском научно-инженерном конкурсе, — с гордостью рассказывает девушка. — Затем мой напарник выпустился из школы, и я осталась одна.

Идея следующего изобретения появилась случайно. Им стала платформа для беспроводной зарядки самокатов. С этим устройством Лиза и победила в «Першых».

— Однажды я со своим учителем возвращалась домой из Минска, где проходил какой-то конкурс. Мы сидели в маршрутке, разговаривали и заметили возле метро большое количество самокатов. Но в тот момент мы просто посмотрели на это и все. Позже в очередной поездке мы обсуждали школьные занятия. И мой учитель рассказал, что Тимофей пропустил одну из тем. Эти занятия были посвящены индукционному току, и тут мы снова вспомнили про те самокаты. Потом мы увидели ролик про беспроводное зарядное и решили, что можно изучить эту тему подробнее и сделать устройство, которое могло бы заряжать самокаты, — по мнению школьницы, это была череда случайных событий, которая привела к интересному проекту.

Поскольку бюджета на исследование выделено не было, зарядное устройство собрали из подручных средств — из того, что нашли у себя дома и в лаборантской. Саму же платформу изначально поместили в картонную коробку, но потом решили, что выглядит это несолидно, и заменили ее на пластиковую. Мощность устройства рассчитана на самокаты, но подобную модель можно использовать и с другой техникой, главное, чтобы она поддерживала беспроводную зарядку.

Пока Лиза описывает мне свои проекты, я задумываюсь, сложно ли запустить их в производство, что для этого надо. Иначе получается, что изобретение создано, к этому было приложено очень много усилий, но после конкурсов о нем забывают и берутся за другие проекты. То есть, все было зря?

— Мы пока больше делаем для себя, чтобы что-то изучить, насобирать какую-то базу знаний, чтобы в будущем было проще и можно было бы создать по-настоящему крутой проект и внедрить в нашу жизнь. Нужно написать бизнес-план, чтобы узнать, рентабелен проект или нет, стоит ли это делать или нет. Об этом мы пока не думали. Хотя сам факт, что мы попробовали, начали разработку (конечно, там будет не такая эффективность, как хотелось бы, потому что технология достаточно сырая), уже что-то значит. Если каждый будет забрасывать свои идеи, то ничего нового у нас в мире не появится, — считает юная изобретательница.

Ее следующим проектом станет телескоп, его вот только-только начали собирать. Девушка возлагает на него большие надежды.

Нашу беседу прерывают организаторы: Лизе необходимо отрепетировать свой выход на сцену, прогнать презентацию и выступление. Пока нашу новую знакомую готовят к эфиру, мы подглядываем в ее записи: «Давайце ўявiм, что што iдэя ў вашай галаве — гэта… чалавек, якога зачынiлi ў пустым пакоi. Ён вельмi хоча выйсцi адтуль, але не можа гэтага зрабiць. А ўсё таму, што вы стаiце з iншага боку дзвярэй i не выпускаеце яго. Чаму? Таму што хтосьцi лiчыць сваю iдэю дурной, хтосьцi баiцца крытыкi, а кагосьцi пужае магчымая няўдача. Так i бывае: iдэi ёсць, а выпусцiць — страшна. Але ж iдэi — наш рухавiк i наша энергiя».

После репетиции мы возвращаемся к разговору, но уже обсуждаем среднее и высшее образование. По мнению Лизы, в школах порой учат исключительно только по учебникам. А таким подходом сложно заинтересовать детей в учебе, да и вряд ли у них закрепятся знания, отмечает она. И по факту многие предметы изучаются лишь для балла в аттестате. Если учитель биологии понимает, что его ученик не будет сдавать централизованное тестирование по этому предмету, то и подход к преподаванию соответствующий. В пример она приводит свое увлечение, физику:

— Если изучать ее по учебнику, то ничего не понятно, все скучно. Но физика не может быть скучной, она — везде, вокруг нас. Когда тебе начинают приводить в пример явления, которые ты видел буквально сегодня, думаешь: «Ничего себе! Этот тот самый параграф, который все пролистали?».

В высших же учебных заведения, считает одиннадцатиклассница, у студентов должно быть больше возможностей для самостоятельного выбора дисциплин.

— А иногда человеку приходиться изучать высшую математику, хоть в будущей профессии она ему и не нужна будет. Зачем тогда тратить на это свое время и усилия, если их можно пустить в нужное русло? Говорят, «для общего развития», «потому что так нужно»… Но мне кажется, что это трата времени впустую, — заявляет девушка.

Пока Лиза не определилась, с чем свяжет свою жизнь после школы. Говорит, это наверняка будет что-то техническое. По крайней мере сейчас занятие исследовательской деятельностью приносит ей удовольствие.

— Я хочу выбрать так, чтобы мне было интересно, и чтобы моя будущая работа была востребованной. Чтобы я, получив диплом, не положила его на полку и не пошла работать в «Мак». Я не представляю себя в конкретной сфере, но через пять лет как минимум хочу заниматься тем, что нравится. Не важно, что это будет. Может, поменяю свое решение и захочу в мед, отучусь, и мне это будет нравиться. Если что-то поменяется — я не буду этому противиться.

Михаил Матиевский

Фото автора

“Своя швея”: Реклама
m_0f7926fd04978cce74bed346b3ea2a01
Пошив и ремонт всех типов одежды; Шторы, постельное белье; Шубы, дубленки, кожа, мех, замш; Пошив тематических костюмов для утренников, карнавалов, праздников; Пошив одежды и аксессуаров для собак.
2-51-20 - 8-029-105-35-95
УНП: 691978816
Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.
Капитал Слуцк

Комментарии

Оставить комментарий