К юго-западу от Слуцка находилось предместье Тройчаны. Своё название оно получило от монастыря Святой Троицы. Святыня имела важное значение для Слуцка и являлась одним из крупнейших духовных центров на белорусских землях вплоть до начала XIX в. В XVI – первой половине XVII в. на землях монастыря возникло торгово-ремесленное поселение, которое называли Тройчаны или Троицким местечком. Фактически оно являлось пригородом Слуцка, но юридически было самостоятельным поселением и не относилось к городу. Во время войны 1654–1667 гг. местечко было разрушено и в дальнейшем не восстанавливалось. Уже во второй половине XVII–XIX в. Тройчанами называли небольшое предместье за Ильинскими воротами, а также земли монастыря.
Впервые в письменных источниках Троицкий монастырь упоминается в 1445 г. [1] Но, учитывая значение святыни, её основание, вероятно, произошло ещё на раннем этапе существования Слуцка в древнерусское время [2]. Через инвестиции владельцев города и пожертвования других людей во владение монастыря перешли значительные земли на юго-западе от Слуцка вплоть до реки Лакнея. Это дало средства для построения монастырского комплекса и активной просветительской деятельности. По мнению исследователей, при монастыре действовала мастерская по переписыванию литургических книг, одним из лучших произведений которой стало знаменитое Слуцкое Евангелие. Кроме того, при нём, вероятно, существовала школа иконописцев [3]. Через это Слуцкий Троицкий монастырь оказывал значительное влияние на духовную жизнь Слуцка и белорусских земель в целом.
Известно, что в конце XV в. на территории монастыря находились церковь Святой Троицы и церковь Пречистой Богородицы, а также колокольня с часами. Где-то в XVI в. главный храм монастыря был сооружён из кирпича, что являлось уникальным событием для региона, где полностью доминировало деревянное строительство. Это свидетельствует о большом значении монастыря, а также о внимании к нему со стороны собственников Слуцка, князей Олельковичей, которые, наверное, и инициировали строительство нового храма. Значение святыни ещё больше возросло после принятия церковной унии на Брестском соборе в 1596 г. Поскольку православные жители Слуцка и Слуцкого района отказались подчиняться решению собора, Троицкий монастырь во главе с его архимандритом был подчинён непосредственно константинопольскому патриарху и фактически начал самостоятельно управлять церковной жизнью на Случчине, где имелось около 30 приходов. Только после восстановления структур Киевской православной митрополии в 1620 г. Троицкий монастырь был подчинён Киеву [4].
Как свидетельствует описание 1654 года, в это время монастырь представлял собой большой архитектурный комплекс, состоящий из главной каменной церкви Святой Троицы с двумя часовнями, меньшего тёплого храма с трапезной, ворот с надвратной церковью, колокольни, а также значительного количества жилых и хозяйственных зданий. Рядом с монастырём находился фольварк [5]. Но война 1654–1667 гг. прервала постепенное развитие монастыря. Поскольку он был расположен близко к городским укреплениям, в начале сентября 1655 г. московская армия воспользовалась монастырскими зданиями, чтобы подойти как можно ближе к городу. Поэтому, чтобы заставить неприятеля отступить, защитники сконцентрировали на монастыре артиллерийский огонь. В результате этого монастырский комплекс, в том числе главный храм, были значительно повреждены. Остаток святыни был уничтожен пожаром, который устроили московские войска, надеясь таким образом зажечь весь город.
После отхода неприятеля территория монастыря некоторое время находилась в запустении. В 1660 г., после отхода боевых действий на восток и уменьшения угрозы для Слуцка приобрёл актуальность вопрос о восстановлении монастыря, его главной церкви и местечка при нём. Богуслав Радзивилл согласился обеспечить монастырь строительными материалами, а также пожертвовать деньги на восстановления храма. Вместе с тем, ввиду близости комплекса к оборонительным укреплениям города возникли дискуссии о месте его восстановления. Магнат настаивал на разборке развалин каменной Троицкой церкви и, вероятно, предлагал перенести её на другое место, подальше от укреплений. Архимандрит Троицкого монастыря Феодосий Василевич некоторое время не соглашался на разборку храма, но в конце концов уступил. Остатки церкви был разобраны на кирпич, который планировалось использовать при возведении нового храма. Из-за общего экономического упадка, который стал результатом войны, дело восстановления затянулось. Только в 1668 г. был заключён договор с каменщиком, после чего начались работы [6]. Вместе с тем, остаётся неясным, был ли новый храм возведён на фундаменте старого, или был перенесён на другое место? Согласно описанию 1678 года, работы по возведению каменного храма были почти закончены. Кроме того, были возведены ворота с надвратной церковью во имя Святого Никиты, тёплая Благовещенская церковь, колокольня, каменная кладовая с подвалом и ряд других построек, а вся территория была обнесена деревянной оградой [7]. В свою очередь, Троицкое местечко так и не было восстановлено.
В XVIII в. церковь Святой Троицы дважды ремонтировалась и перестраивалась. Впервые вопрос о реставрации храма был поднят в 1720 году, а сами строительные работы под руководством архитектора Варфоломея Шысловского начались в 1732 г. [8] Вторая перестройка храма состоялась в 1786–1789 гг. О том, что каменную Троицкую церковь неоднократно перестраивали, свидетельствуют и наблюдения Андрея Снитко в начале XX в. [9] Согласно описанию 1800 года, на территории монастыря стояли три церкви: главная каменная и две деревянные, одна из которых была освящена в честь Введения во храм Богородицы, а также ряд других зданий [10].
После перевода в 1840 г. из Слуцка в Минск архимандрии с духовной консисторией значение Троицкого монастыря упало. В это время из него забрали многие ценности. Поэтому в 1853 г. в заброшенном и полуразрушенном состоянии находилась колокольня, с которой сняли колокола. Тем не менее, в монастыре остались мощи Святой Софии Слуцкой и младенца Гавриила Белостокского, а также некоторые другие ценные реликвии, что делало монастырь важным духовным центром. Останки святых хранились в каменной Троицкой церкви, а на зиму переносились в тёплую Благовещенскую. В крипте под алтарём Троицкой церкви также находился саркофаг жены гетмана Януша Радзивилла Марии Лупули [11].
Большой земельный фундуш Троицкого монастыря позволял ему действовать и в XIX в., в отличии от Ильинского и Спасского, которые прекратили существование в первой половине – середине XIX в. Как видно на плане того времени, к югу от Троицкого монастыря располагался большой фольварк, что свидетельствует о его активной хозяйственной деятельности. Вероятно, для получения дополнительного дохода на монастырских землях вдоль дороги, которая вела из Слуцка в западном направлении, в середине XIX в. были выделены участки земли, которые сдавались в аренду.
Значительные финансовые ресурсы позволили монастырю в 1856–1867 гг. соорудить рядом с Троицкой церковью двухэтажный каменный корпус, в котором были размещены монастырские помещения, а также тёплая Благовещенская церковь. Вскоре рядом с монастырём было возведено двухэтажное здание духовного училища, а также двухэтажные ворота, в которых была устроена церковь Иоанна Богослова. Последняя служила домовой церковью для воспитанников училища. Во время Первой Мировой войны в монастырских зданиях был расположен военный лазарет, а в 1925 году монастырь закрыли. Каменная церковь и многие здания пережили Вторую мировую войну и были уничтожены в 1950–1960-е гг. К настоящему времени сохранилось только здание бывшего духовного училища [12].
Стоит отметить, что в ХVIІ–ХІХ вв. монастырь являлся чрезвычайно важным административным центром православной церкви. Некоторое время он выполнял функции резиденции слуцких архимандритов, юрисдикции которых подлежали православные церкви всего Слуцкого княжества, а также храмы на протяжённой территории – от Лидского до Мозырского поветов. В связи с этим при монастыре хранился богатый архив.
После закрытия монастыря в 1920-е гг. его архив был раздроблен по многим хранилищам. Большая часть попала в Государственный архив Минской области в отдел дореволюционных фондов. По состоянию на 1939 г. здесь хранились 153 дела за 1754–1869 гг. [13] Часть архива была передана в Белорусский государственный музей.
События Второй мировой войны внесли свои коррективы в дело сохранения монастырского архива. В июне 1944 г. фонды Минского исторического музея (так тогда назывался Белорусский государственный музей) были вывезены в баварский замок Хёхштадт, где концентрировались музейные сокровища, награбленные немецкими войсками из белорусских, российских, украинских и польских земель [14]. Только в октябре 1947 г. белорусская часть музейной коллекции была доставлена в Восточный Берлин, где её принял уполномоченный Совета Министров БССР. Между тем выяснилось, что, по состоянию на 1946 г., фрагмент архива хранился в Центральном государственном историческом архиве БССР в г. Могилеве. [15]
В 1963 году, после перевода ЦГИА БССР из Могилева в Минск и передачи сюда документов так называемых дореволюционных фондов Государственного архива Минской области наконец был сформирован единый фонд под названием «Слуцкий Троицкий мужской монастырь». Фонду был присвоен порядковый номер 95. Этот же номер сохранился при очередных изменениях в структуре архивной отрасли уже в независимой Республике Беларусь. На данный момент фонд 95 «Слуцкий Троицкий мужской монастырь» хранится в Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) и состоит из 169 дел за 1747–1914 гг.
Подавляющее большинство документов фонда составляет переписка по канцелярии и документы экономического характера: указы Минской духовной консистории, инвентари монастырских имений, описи имущества, протоколы заседаний правления монастыря, книги прибыли и расхода денег, продовольствия, пожертвований, документы об аренде монастырских владений, рекрутских наборов, назначении церковно- и священнослужителей в монастырь на епитимии, переводе монахов в другие монастыри, пострижению в монахи, ревизские сказки монастырских крестьян и другие документы.
В фондах Национального исторического музея Республики Беларусь (правопреемника Минского исторического музея) хранится, пожалуй, самая ценная из уцелевших частей бывшего монастырского архива с Тройчан.
Среди наиболее интересных документов – оригиналы привилеев королей польских и великих князей литовских Сигизмунда III и Владислава IV Вазы православным церквям на территории Мозырского, Минского, Новогрудского, Пинского и Речицкого поветов; декреты духовного суда Слуцкой архимандрии по разным делам; частная переписка настоятелей Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и другие. Большую художественную ценность имеет пергаментный оригинал фундушевого листа жителя Слуцка Ивана Скачикевича Слуцкой соборной церкви Преображения Господня, слуцкому протопопу Ивану Бокачичу и всему братству на 1000 злотых и больнице при церкви на 60 злотых ежегодно, написанный в Слуцке 5 июля 1649 г.
Общий объем части монастырского архива, хранящегося в музее, насчитывает 525 документов.
В 2016 г. между Национальным историческим архивом Беларуси (НИАБ) и Национальным историческим музеем Республики Беларусь (НГМРБ) был подписан договор о сотрудничестве в сфере совместного изучения документов XVII–ХIХ вв., хранящихся в фондах музея.
Первым этапом этого сотрудничества как раз и стала обработка и оцифровка документов архива бывшего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря Святой Троицы, которая началась в сентябре 2016 г.
Наконец комплекс этих чрезвычайно ценных документов по истории православной церкви на территории бывшего Великого княжества Литовского XVI–XVIII вв. будет доступен исследователям в полном объёме и послужит материалом для написания новых работ по истории нашей страны.
Денис ЛИСЕЙЧИКОВ
заместитель директора НИАБ, кандидат исторических наук
Николай ВОЛКОВ
старший научный сотрудник отдела публикации документов НИАБ
Архивы и делопроизводство № 6 (108), 2016
1. Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов. Т. 1. Минск, 1959. С. 124
2. Ціткоўскі І.А. Слуцк. Псторыя горада ў помніках архітэктуры. Мінск, 2015. С. 21.
3. Kałamajska-Saeed М. Portrety i zabytki książąt Olelkowiczów w Słucku: inwentaryzacja Józefa Smolińskiego z 1904 r. Warszawa, 1996. S. 66–67; Ціткоўскі І.А. Слуцк. С. 22.
4. Ціткоускі І.А. Слуцк. С. 21–22.
5. AGAD. AR. Dz. VIII. Nr. 535. S. 4–11.
6. AGAD. AR. Dz. V. Nr. 5569Л. S. 120–126; 227–237; AGAD. AR. Dz. V. Nr. 6865/1. S. 181–188; AGAD. AR. Dz. V. Nr. 6865/III. S. 29–32; AGAD. AR. Dz. V. Nr. 16998. S. 17–23; AG AD. AR. Dz. VIII. Nr. 532. S. 15–21; Degiel R. Protestanci i prawosławni: patronat wyznaniowy Radziwiłłów birżańskich nad Cerkwią prawosławną w księstwie słuckim w XVII w. Warszawa, 2000. S. 107–110.
7. Ціткоўскі І.А. Слуцк. С. 22–23.
8. НГМРБ. АСТСТМ. Т. 1. № 382, 443.
9. Снитко А. Из слуцкой старины // Минская старина. 1911. Вып. 2. С. 156–157.
10. НГАБ. Ф. 136. Bon. 1. Сир. 1311. Арк. 36 адв.
11. Dziennik Warszawski. 1853. Nr. 161. S. 4; Kałamajska-Saeed M. Portrety i zabytki. S. 5, 7, 62–63.
12. Серно-Соловьевич, Ф.Ф. Древне-русский город Слуцк и его святыни. Вильна, 1896. С. 36; Ціткоўскі І.А. Слуцк. С. 27–31,71–72.
13. НГАБ. Ф. 95 (справа фонда). Арк. 13–13 адв.
14. НГМРБ. Электронны рэсурс. Рэжым доступу: http://histmuseum.by/by/musetmi/museum-history/
15. НГАБ. Ф. 95 (справа фонда). Арк. 1.
Комментарии