Исторические названия самой древней части Слуцка, которые последовательно приходили на смену одно другому, либо использовались в некоторые периоды одновременно, – «Детинец», «Град», «Капец», «Верхний замок», «Соборная горка», «Безбожная горка», «Большая горка». Они отражают и историю поселения, и изменения в жизни людей, свидетелем которых был наш город.
Представление о наиболее раннем периоде жизни на этом месте дают археологические исследования.
Проводились они в 1929 г. археологами А.Н. Лявданским и С.А. Дубинским, в 1958 г. – Э.М. Загорульским, в 1966 г. – П.Ф. Лысенко. Наиболее существенные раскопки состоялись в 1985–86 гг. под руководством Л.В. Колединского.
Изначально на острове у слияния рек Случь и Бычок появилось поселение древних балтов. Оно было основано в первых веках нашей эры, возможно, и раньше. Свидетельствуют об этом найденные предметы, которые датируются теми далёкими временами [1]. Подобные городища, где некогда жили балтские и некоторые другие древние народы, можно встретить и в окрестностях Слуцка [2].
Существенным результатом раскопок было исследование исторического Случеска – славянского города, основанного на том же месте славянами-дреговичами на рубеже ХІ–ХІІ вв.
В ХІІ–ХІІІ вв. город представлял собой хорошо укреплённое поселение. По периметру овальной в плане возвышенности был насыпан земляной вал, который в высоту достигал 6–8 метров, а в основании – 22-х. По верху вала шла деревянная стена – «плетень» (острокол). Подступы к валу защищали воды Случи, Бычка и прокопанного рва. Вместе с другими обитателями здесь жил князь с дружиной. В летописях такие укрепления называются детинцами. Когда нападали враги, то за укреплениями детинца находили убежище жители посада и предместий. Территорию слуцкого детинца пересекали выложенные досками и брёвнами улицы. Ширина их была около двух метров. По бокам улиц стояли деревянные жилые и хозяйственные здания. Низшие части их вместе с мостовыми позже были засыпаны землёй, поэтому хорошо сохранились до нашего времени и стали объектом изучения археологов. Жилище было размерами от 9 до 20 кв. метров. В некоторых из них найдены остатки глинобитных печей. Археолог Леонид Колединский с уверенностью говорит о существовании на детинце каменного храма, а найденные тонкостенный кирпич – плинфа и известняковые плиты позволяют представить характер его кладки и наружный вид [3].
Во 2-й половине XII в. Слуцк стал столицей удельного княжества. Сначала его хозяевами были князья из рода киевских Рюриковичей. С конца XIV и до начала XVII в. княжеством владели князья Олельковичи, которые вели свой род от великого князя Литовского Ольгерда. С XVII в. хозяевами края стали князья Радзивиллы.
Посад, где жили ремесленники и торговцы, располагался к северо-востоку от детинца. В связи с увеличением населения посад разрастался и к XVI в. окружил его со всех сторон. С ХV в. начал заселяться противоположный берег Случи – возникло Заречье, или иначе – «Новое место» (Новый Слуцк).
Град (либо – город – так с XIV в. чаще называется детинец) князья Олельковичи превратили в сильную крепость. В начале XVI в. он несколько раз успешно выдерживал штурмы перекопских татар. Особенно мощным был приступ в 1505 г. Но, как сказано в древней (Ипатьевской) летописи: «И хотяху татаре взяти Случеск, и не могоша, биша бо их из града крепко». Народное предание о защите Слуцка также описывает эти события:
«И если бы детинец-замок Слуцкий
не Мураш-мастер строил,
И если бы защиту его
не воевода Путята держал,
быть бы тогда беде…» [4]
После татарских нападений, а также осады города в 1508 г. войсками князя М. Глинского начали восстанавливаться сожжённые врагами посад и предместье. Тогда же территория града была поднята за счёт привезённой на возах земли (как говорили, территория «накапывалась», откуда пошло второе его название – «Капец») и по-новому укреплена. Чуть позже рядом с Капцом, заняв часть территории торговой площади и посада, начали возводить ещё один град (замок): «І зараз княгіня град каля града залажыла і нізіну падвышаты ся начала…». Новый град получил название «Нижний (Дольный) замок», а Капец, расположенный на возвышенности, стали называть «Верхним (Горным) замком» [5].
Верхний замок окружал земляной вал с деревянной стеной, с северной стороны был укреплён двумя башнями. Попасть сюда можно было по перекинутому через Бычок подъёмному мосту, далее – через возведённые в оборонительном валу 4-ярусные ворота, на которых имелись пушки. Княжеский дворец – возведённое на каменном фундаменте из дубовых чёсанных брусьев здание – располагался на северной стороне, недалеко от башен. Рядом с ним располагались другие постройки, в том числе казначейство. Южную сторону Капца занимал Успенский собор. Это был деревянный храм, который за свою историю не раз отстраивался. В разные времена его венчали один, три или пять куполов [6]. Оборонительные башни, построенные после татарских нападений в начале XVI в. на Капце заново, или, возможно, реконструированные старые, вместе с башнями Нижнего замка возвышались над всей околицей. В XVI–XVII вв. вместе с верхами замкового Успенского собора они создавали своеобразный и выразительный архитектурный силуэт центра Слуцка. В этом можно убедиться, рассматривая упрощённый и условный, но, несомненно, соответствующий реальности вид Слуцка на географической карте, изданной в 1613 г. Город показан на правом берегу Случи (на левом – ещё небольшое по размерам поселение). Выше посадской застройки виднеются силуэты замков, над которыми возвышаются башни, накрытые стрельчатыми готическими шатровыми крышами. Наивысшую центральную башню венчает княжеская корона, что означает город как столицу княжества. Стены между башнями – «прясло» – представляли собой частокол (острог), который, по мнению исследователей, ещё в 1595 г. составлял основу слуцких замковых укреплений [7]. Этот тип укреплений с конца XVI в. уже сочетался с более совершенными конструкциями – городнями. В городнях каждое звено стены представляло деревянный сруб, обычно заполненный землёй или камнями. Городни потихоньку заменяли частокол.
В течение ХVІ–ХVII веков, когда в Новом городе появился Новый замок (цитадель), а город по периметру полностью окружили наружные укрепления, Старый замок (так с того времени назывались Верхний и Нижний замки вместе), потерял стратегическое оборонительное значение и превратился в дворцово-замковый комплекс – резиденцию слуцких князей.
С ХVII в. вход в Верхний замок был со стороны торговой площади. Попасть сюда можно было по перекинутой через Бычок мосту: он подводил к ярусной башне, которая теперь вместо шатрового уже имела купольное покрытие, завершонное металлическим позолоченным шаром и орлом – гербом рода Радзивиллов. С внешней стороны башни были укреплены часы. В нижнем ярусе, кроме ворот, находились помещения для стражи. Ещё один небольшой мост соединял Верхний замок с Нижним [8].
Дворец Верхнего замка был деревянный, одноэтажный (с мезонином), покрыт гонтовой крышей, с анфиладной планировкой комнат. На первом этаже имелись жилые и парадные помещения, второй этаж – мезонин, в котором находился зал. Жилые и парадные помещения украшала резьба, они были обставлены разной мебелью. Стены и плафоны украшала роспись. Печи имели облицовку белым и зелёным глазурованным кафелем с геральдическими и орнаментальными изображениями. Расположенный посередине главного фасада вход представлял собой обшитое досками столбовое крыльцо с лавочками вдоль стен, оно вело в сени.
С обеих сторон дворца стояли хозяйственные постройки (кухня, пекарня, канцелярия, конюшня), ближе к валу размещался арсенал. Рядом с мостом, что соединял замки, находилась каменная сокровищница. Кроме неё, были ещё каменные подвал и пивница [9].
Замковый собор, воздвигнутый при княгине Анастасии, простоял до второй половины XVII в. Не стало его в результате пожара. В 1673 г. началось строительство новой замковой церкви. К сожалению, и этот храм погиб от огня. Запись, сделанная на одном из листов рукописного Евангелия, что хранилось в библиотеке Тройчанского монастыря, рассказывает о судьбе этого здания: оно начало гореть в третьем часу дня 29 мая 1702 г. «от огня перунового (молнии. – В.Х.)» с наивысшего среднего купола. Добавляется, что сгорели вместе и две меньшие церкви с алтарями, две – без алтарей и колокольня [10]. По этому описанию говорить про архитектуру загоревшего храма с точностью нельзя, но, несомненно, что по размерам он был большим, имел сложный живописный силуэт, завершался несколькими куполами, а центральный купол возвышался над замковой застройкой.
После смерти князя Богуслава Радзивилла (1620–1669) и по 1744 г. хозяевами Случчины были княгиня Людовика Каролина Радзивилл (1667–1695) и её потомки – принцессы Нейбургские, которые жили в Германии. За дворцами и другим хозяйским имуществом наблюдали назначенные ими экономы [11].
В скором времени после пожара, в том же 1702 г., в замке начались работы по отстройке Успенского собора. В 1706 г. здание уже стояло, окончательно его завершили в 1709 году. Как отмечали современники, церковь получила великолепный вид [12]. Однако и это здание служил не долго – в 1745 г. оно также погибло от огня [13]. После этого до конца XVIII в. церкви на Замковой горке не было.
В бытность владельца Слуцка князя Иеронима Флориана Радзивилла (1744–1760) Верхний замок «русских князей Олельковичей» уже лежал в руинах, «торчала только высокая, в несколько этажей башня, превратившаяся в тюрьму» (так писал современник князя Иеронима – Станислав Рейтан) [14].
В конце XVIII в. на Замковую горку из Старого города перенесли деревянную Николаевскую церковь, которая считалась на то время соборной [15].
Этот Николаевский собор был крестово-центричной композиции, с двумя приделами, трёхпрестольный, завершался пятью куполами. Однако пожары в деревянном городе были явлением довольно распространённым. И этот соборный храм вместе с возведённой рядом колокольней и несколькими домами сгорел в 1811 г. [16] Как свидетельствуют исторические источники, погода в тот год была очень жаркой и пожары происходили во многих городах страны.
В том же 1811 г. на Замковую горку с Ильинского монастыря перенесли деревянную Крестовоздвиженскую церковь. Она была уже довольно старая, поэтому простояла только до 1816 года [17].
В 1816–19 гг. на горке велось строительство деревянного трёхпрестольного Успенско-Николаевского собора. Формой он напоминал продолговатый крест, завершался одним, на световом барабане, куполом [18]. Для отопления здание собора не было приспособлено, поэтому рядом с ним в 1856 г. появилась перенесённая с Ильинского монастыря тёплая однокупольная церковь Иоанно-Златоустовская, в которой происходили богослужения зимой. В 1862 г. вместо этой появилась новая тёплая приписная церковь, названная Богоявленской. В семи саженях от соборной церкви, с левой стороны от входа, в 1869–70 годы построили деревянную 3-ярусную, на каменном фундаменте, колокольню. Её купол, покрытый жестью, и карнизы, покрытые гонтом, были окрашены в зелёный цвет. На ней висели колокола в 25, 20, 6, 4, 1 и 0,5 пуда [19]. В том же 1869 г. Соборная горка с трёх сторон была обнесена деревянным забором.
На протяжении первой половины XIX в. остатки старинных слуцких замков, к этому времени уже заброшенных, потихоньку исчезали. Валы были срыты, широкий ров с водой, что отделял замки от города, засыпан. Ещё больше территория Соборной горки была выровнена при возведении кирпичного Николаевского собора, которое велось на протяжении 1885–1889 годов [20]. Этот храм заменил предыдущий деревянный Успенско-Николаевский, который к тому времени уже устарел, требовал ремонта и имел некрасивый вид. Возведённый в русско-византийском стиле, новый каменный храм стал архитектурной доминантой города. По композиции он был крестовым, с одним куполом, соединялся с поставленной по главной продольной оси 3-ярусной колокольней. Зелёные, с позолоченными крестами, верхи храма и колокольни можно было заметить не только из самых отдалённых частей города, но и на подъезде к нему. Из-за цвета куполов в народе храм имел название «Зелёный собор». Рядом с ним стояли деревянная приписная тёплая Богоявленская церковь и старая деревянная колокольня. По бокам и на склонах Соборной горки на протяжении второй половины XIX в. начала появляться деревянная жилая застройка. Вокруг храма предполагалось создать Соборную площадь.
После установления Советской власти культовые сооружения на Соборной горке были закрыты, а позже разрушены. Николаевский собор, как писал современник, «безбожным коммунизмом был преобразован в какой-то склад и досадным диссонансом резал глаз на общем фоне центральной части города» [21]. В 1934 г. он был взорван.
В 1940 г. на месте храма началось возведение районного Дома культуры. Этот кирпичное здание завершено в 1947–1951 гг. [22] В решении его внешнего вида проявляется обращение к языку художественного стиля XVIII–XIX вв. – классицизма. Он прямоугольный в плане, симметричный, с двумя боковыми выступами-ризалитами, в которых находятся лестничные клетки. Главный фасад украшен неглубокой галереей с ионической колоннадой, которая поддерживает объем второго этажа. Расположенный посередине вход выделен высокой полукруглой аркой. Зрительный зал первого этажа в конце 1980-х годов переоборудован под ресторан. На втором этаже располагаются клубные помещения, где занимаются народные коллективы.
Северо-восточный склон горки до второй половины 1970-х годов занимала жилая застройка. Там, в одном из деревянных зданий, в котором некогда жил соборный священник, до 1971 г. располагалась городская библиотека. Соборная горка после исчезновения на ней храмов атеистами была переименована в Безбожную.
Сегодня бывшая Замковая горка представляет собой памятник археологии, который, к сожалению, из-за современного строительства на ней для науки уже очень много потерял. Официальное название этого места сейчас – «Большая горка», встречается также название «Замковая горка». На ней в 1985–87 годы был возведён новый корпус Дома культуры. Являясь образцом современного зодчества, с чётко выраженными прямоугольными формами основных и дополнительных объёмов, это здание создаёт один из самых значительных архитектурных акцентов в нынешней застройке городского центра. Несмотря на то, что Большая горка после последнего строительства почти потеряла своё значение как памятник археологии, но и как памятник истории она является одним из самых значимых объектов в городе.
Ігар ЦІТКОЎСКІ
«Слуцк. Гісторыя горада ў помніках архітэктуры» (2015).
Перевод – Владимир ХВОРОВ
1. Калядзінскі Л.У. Археалагічныя даследванні дзядзінца летапіснага Случаска. 3б. Случчына: мінулае і сучаснасць. Вып. 1, Слуцк, 1995, с. 32.
Колединский Л.В. В Слуцке на Большой горке // Советская Белоруссия, 29 октября 1987.
2. Калядзінскі Л.У. У ваколіцах Слуцка // Слуцкі край, 14 лістапада 1992.
3. Калядзінскі Л.У. Старонкі мінулага // Шлях Ільіча, 1988.
Калядзінскі Л.У. Археалагічныя даследванні дзядзінца…, с. 36.
Калядзінскі Л.У. Дзядзінец Случэска // Слуцкі край, 2 верасня 1992.
Калядзінскі Л.У. Там, дзе зліваецца Случ з Бычком // Слуцкі край, 2 жніўня 1992.
4. Родчанка Р. Слуцкая старасветчына. Мн. 1991, с. 4 (таксама ПСРЛ, т. № 2, СПб, 1843, с. 364).
Родчанка Р. З вечнага (Зборнік фальклорна-этнаграфічных матэрыялаў Случчыны), Мн., 1990, с. 3.
Канановіч У.І. Случчына і напады крымскіх татар. 3б. Случчына: мінулае і сучаснасць. Вып. 1, Слуцк, 1995, с. 52–55.
Грицкевич А.П. Частновладельческие города Белоруссии ХVІ–ХVІІІ вв. Мн. 1975.
5. Грицкевич А.П. Древний город на Случи. Мн., 1985, с. 11.
Slownik Geografi czny Krolewstwa Polskiego i innyh krajow slowianskich. Т. № 10, Warszawa, 1889. (Sluck).
6. Ткачоў М.А. Замкі і людзі. Мн., 1991.
Ткачоў М.А. Абарончыя збудаванні заходніх зямель Беларусі ХІІІ – ХVІІІ стст. Мн., 1978, с. 108.
Описание церквей и приходов Минской епархии. Т. № 3, Мн., 1879.
Тройчанский архив. Сб. Минская старина. Вып. 4, Мн., 1913, № 187.
7. Сергачёв С.А. Белорусское народное зодчество. Мн., 1992, с. 151.
Гісторыка-археалагічны зборнік (Раскопкі Л. Калядзінскага) Т. № 1. Мн. 1993.
8. Якімовіч Ю.А. Слуцкія замкі. ЭЛіМБ. Т. № 5. Мн., 1987, с. 74–75.
Грицкевич А.П. Древний город на Случи. Мн., 1985, с. 15.
План Слуцка 1704 г. (Якуб Фойгт). БРАН СПб., сп. 6/1998, с. 48. Копія ў Слуцкім краязнаўчым музеі.
9. Волкаў М. Мураваны скарбец у Верхнім замку ў Слуцку.
Гісторыя беларускага мастацтва. Т. № 2. Мн., 1988, с. 104–105.
Якімовіч Ю.А. Слуцкія замкі. Архітэктура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн. 1993, с. 449–450.
Якимович Ю.А. Зодчество Белоруссии ХVI – середины ХVIII веков. Мн., 1991, с. 306, 307.
Mikulski W., Zavadski J. Sluck // Opisi zamkow bialoruskich… Warszawa 1999, s. 65–71.
10. Каламайска-Сайд М. Партрэты і помнікі старадаўнасці князёў Алелькавічаў у Слуцку. Варшава. 1996, с. 37–38.
Снитко А.К. Описание рукописей и старопечатных книг в Слуцком Тройчанском монастыре. СПб. 1911.
Slownik Geografi czny Krolewstwa Polskiego i innyh krajow slowianskich. Т. № 10, Warszawa, 1889. (Sluck).
11. Грицкевич А.П. Древний город на Случи. Мн., 1985, с. 26.
12. Тройчанский архив. Сб. Минская старина. Вып. 4, Мн., 1913, № 244, 247, 297.
13. Описание церквей и приходов Минской епархии. Т. № 3, Мн., 1879.
Slownik Geografi czny Krolewstwa Polskiego i innyh krajow slowianskich. Т. № 10, Warszawa, 1889. (Sluck).
14. Мальдзіс А.І. Беларусь у люстэрку мемуарнай літаратуры ХVІІІ ст. Мн., 1988, с. 109.
15. Планы г. Слуцка. НГАБ ф. 1477, воп. 1, спр. 2877, 2878.
16. «Дело о строительстве новой церкви…». НГАБ ф. 136, воп. 1, спр. 3977.
«Описание архитектуры… Николаевской церкви». НГАБ ф. 136, воп. 1, спр. 36.
Товаров А. Историко-статистическая справочная книжка Минской епархии. Мн. 1903, с. 155.
17. Описание церквей и приходов… т. № 3, Мн., 1879.
Товаров А. Историко-статистическое…, с. 155.
18. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. № 3, Мн., 1989, с. 56.
Описание церквей и приходов… т. № 3, Мн., 1879, с. 13–21.
Товаров А. Историко-статистическое…, с. 155.
19. Описание церквей и приходов… т. № 3, Мн., 1879.
20. Slownik Geografi czny Krolewstwa Polskiego i innyh krajow slowianskich. Т. № 10, Warszawa, 1889. (Sluck).
21. Будзімер Б. Случчына // Спадчына. 1999, № 3.
22. Воінаў А.А. Слуцкі раённы Дом культуры. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі. Т. № 5. Мн., 1987, с. 73.
Відлога В.С., Залеская Г.А. Аднаўленне народнай гаспадаркі // Памяць. Слуцкі раён, Слуцк. Кн. 2. Мн., 2001, с. 385–386.
Комментарии