В связи с распространением и совершенствованием огнестрельного оружия происходили изменения в строительстве оборонительных объектов. Хотя сохранялись древние и иногда возводились новые деревянные и каменные стены и башни, всё же главное значение теперь получали насыпанные из земли оборонительные валы с бастионами, которые возводились по внешней линии застройки населённых мест. Значительный вклад в разработку новой системы фортификации внесли итальянские архитекторы.
В Беларуси в ХVІ в. применялась сначала староитальянская, а позже новоитальянская системы бастионных сооружений. Их общая черта – обкладка камнем внешней части валов (куртин) и бастионов. На границе ХVІ–ХVІІ вв. на смену итальянской пришла голландская фортификационная система. В ней каменная обкладка отсутствовала, поэтому возведение объектов такого типа было более быстрым и дешёвым, более практичным в использовании [1].
Большое внимание в теоретических разработках тогдашних итальянских архитекторов уделялось идее создания проекта «идеального города». Обычно планы таких городов представляли собой правильную по форме геометрическую фигуру. Разработчиками использовались лучшие достижения градостроительства, решались проблемы рационального размещения всех значимых городских объектов: жилых кварталов, площадей, линий обороны.
В Слуцке до середины ХVІІ в. усилиями владельцев края идея «идеального города» была почти полностью реализована на практике. Круглый в плане город располагался на обоих берегах реки Случь. В центре – Старый замок и торговая площадь. К ним вели главные улицы. Вся территория города по периметру охранялась наружной системой защиты [2].
Как отмечают исследователи, снаружи кварталы Старого города были укреплены земляными валами и бастионами ещё при князьях Олельковичах, в последней четверти ХVІ в. Некоторые исследователи высказываются, что в те же времена появилась в Новом городе и цитадель (Новый замок), хотя такого взгляда придерживаются не все. Дальнейшее совершенствование оборонительных сооружений Слуцка связано с князем Богуславом Радзивиллом, который на протяжении 50–60-х гг. ХVІІ в. провёл их значительную реконструкцию и обвёл валом Новый город. Именно с этого времени Слуцк превратился в неприступную крепость, получившую славу «Цитадели Литвы» [3]. Очередное усовершенствование укреплений произошло в середине XVIII в. при князе Иерониме Флориане Радзивилле.
В ХVІІ–ХVIII вв. территория города была обведена мощным – в основе не менее 26,6 м, а в высоту около 8 м – земляным валом, который по всей длине через определённые отрезки имел бастионные выступы. Старый город защищал вал с восемью бастионами и тремя укреплениями перед валом – равелинами. Новый город имел вал с пятью бастионами и одним равелином [4]. С наружной стороны перед валом был вырыт широкий ров, заполненный водой Случи и Бычка. Относились слуцкие укрепления к так называемому «староголландскому типу», или системе Vaubana [5].
Попасть в город можно было через расположенные в валах входные ворота с подъёмными мостами. В западной части города, недалеко от Ильинского монастыря, находились Виленские (Ильинские) ворота. Они были каменные, имели размеры 25,5 х 36,22 метра. Рядом с ними, отдельно, стояли здание кордегардии (заключалось из двух жилых помещений для стражи, кладовой и сеней) и пороховая. От Виленских ворот дорога, пройдя предместье «Тройчаны», вела к Несвижу, Минску и далее к Вильне. В северной части города располагались каменные, примерно таких же размеров – 25,5 х 36,6 метра – Копыльские ворота, рядом с которыми отдельно находилась сторожка. В восточной части Старого города имелись двухъярусные (с башней и сторожкой) каменные Островские ворота, размеры которых были 9,15 х 15,22 метра. Рядом с ними тоже стояла кордегардия. От ворот дальше дорога шла к предместью «Остров». На каждую ночь и во время военной опасности проезжие арки ворот закрывались створками дверей, а мосты перед ними поднимались с помощью цепи. Позже остальных были возведены деревянные Новомейские ворота в Новом городе [6]. От них дорога вела в Уречье и Бобруйск. Исследовательница истории белорусской архитектуры Тамара Габрусь считает, что эскизный проект для них был сделан князем Богуславом Радзивиллом. Несколько эскизных набросков этой интересной постройки можно увидеть среди других эскизов и рисунков папки Богуслава Радзивилла, что хранится в Национальном историческом архиве [7]. Однако красивый и презентабельный вид ворот, когда они были сделаны в соответствии с упомянутым проектом, позволяет усомниться в этом. Скорее всего, что изображённый объект предназначался для другого места.
В русскоязычных источниках можно встретить, что в ХVІІІ – начала XIX вв. слуцкие городские ворота назывались Виленские, Польские (вероятно, Копыльские. – И.Т.), Островские и Уречские (вероятно, Новомейские. – И.Т.) [8].
Ширина оборонительного рва перед воротами увеличивалась, что позволяло посередине его сделать небольшой остров с передвратным укреплением равелином. Под углом друг к другу с этих островов были переброшены мосты: один (с подъёмом) – к створкам ворот, второй – на противоположный берег рва. Все рвы соединялись с реками Случь и Бычок. Уровень воды в них можно было регулировать с помощью шлюза.
Валы и бастионы по внешнему краю имели насыпь-бруствер, за которым во время опасности прятались защитники. На валы защитники забирались по пологим восходящим насыпям – пандусам, сделанным как с обеих сторон ворот, так и в некоторых бастионах.
В систему внешней обороны города входил Новый замок (цитадель). Можно найти сведения, что в 1582 году он уже существовал, однако точных описаний его нет [9]. Существует также суждение, что цитадель на самом деле появилась в ХVІІ в., при Богуславе Радзивилле, во время укрепления всего Нового города. Она располагалась на восточной окраине Нового города на левом берегу реки Случь. Как свидетельствует историк Николай Волков, первый этап строительства цитадели в 1655 г. начался 2 апреля и закончился 10 августа. Проводился он под руководством коменданта гарнизона Вильгельма Петерсона. Чуть позже, накануне московской осады, на подходе к цитадели появилась дополнительное укрепление – горнверк. С 1659 г. цитадель, а также другие участки городской обороны, совершенствовались по проекту радзивилловского архитектора Теофила Спиновского. Руководителем работ тогда выступал слуцкий губернатор Казимир Клакоцкий. Участие в организации и руководстве работами принимал также князь Богуслав Радзивилл.
В плане цитадель представляла квадрат 250 х 250 метров (внутренняя площадка-детинец 99 х 99 метров), окружённый земляным валом (шириной 14 и высотой 6 метров), с четырьмя бастионами по углам. Во внешнем, ближайшем к реке, бастионе имелся каменный подвал для хранения пороха. Вход был со стороны города через ворота с подъёмным мостом, подход к которым защищал равелин – дополнительное треугольное укрепление. С противоположной внешней стороны цитадели находился выход к горнверку. Внутренний двор цитадели занимали деревянные сооружения, количество которых в разные времена было различным. С правой стороны, за воротами, стояла кордегардия; по левую куртину – вытянутый в длину цейхгауз для хранения оружия; с противоположного от ворот бока находился жилой дом для офицеров – одноэтажный, с мезонином, покрытый гонтом, с крыльцом перед входом. Для обеспечения водой имелся колодец [10].
В середине ХVІІІ в. при князе Иерониме Флориане Радзивилле происходила реконструкция и усовершенствование слуцких укреплений. Велись строительные работы в цитадели и при его преемнике Кароле Станиславе Радзивилле в 1780-е годы. Теперь в цитадель можно было попасть через двое входных ворот и два ряда рвов с водой. Первые ворота (с «рогаткой») защищали подступы к подъёмному мосту, они располагались на месте прежнего равелина. Вторые ворота (с подъёмным мостом) располагались в оборонительном валу. Они были деревянные, однако теперь были 2-ярусные (второй ярус, с куполом, возвышался над куртиной), имели створки с двумя полотнищами, сбитыми из дубовых досок. На противоположной от входа стороне площади, как и прежде, стоял дворец – деревянный дом с мезонином. Имелись также флигели, конюшни, кузница, арсенал, стоявшие справа и слева вдоль вала, а также «итальянский сад». Горнверк Иероним Флориан превратил в «зверинец», а часть открытой площадки перед цитаделью со стороны города занял «регулярно сад Радзивилла» [11].
На территории замка располагался гарнизон. Это было личное войско слуцких князей, которое в ХVІІ в. насчитывало более тысячи человек. В его числе имелись наёмники: поляки, шведы, немцы, венгры. При Богуславе Радзивилле гарнизон состоял из четырёх полков. В 1648 г., когда к городу подходили украинские казаки, гарнизон находился в ведении виленского подстолия Яна Сосновского. Во время войны с Московией, когда город осадили войска русского князя Трубецкого, гарнизоном руководил губернатор княжества и военный комендант Вильгельм Петерсон.
Кроме профессионального княжеского войска, воинскую повинность в случае необходимости несло все мужское население города – это было местное ополчение. Во время опасности город выставлял четыре полка ополченцев. Таким образом, все войско было распределено по полкам, которые состояли из сотен. По выстрелу пушки в Верхнем замке каждая сотня занимала своё место на городском валу. Планировка городских кварталов была приспособлена для ведения уличных боев, а сами улицы спланированы таким образом, чтобы ополченцам по ним можно было быстро добраться до определённого участка защиты [12]. Кроме городских жителей, к несению военной, а также частично караульной, охранной и полицейской службы со времён князей Радзивиллов выбиралось определённое количество из жителей окрестных деревень. Их так и называли избранные (выбранцы. – В.Х.). В число избранных могли также зачисляться мещане и мелкая шляхта. Были поселены они в 70–80-е годы XVII в. в небольшой удалённости от города в шести деревнях. С тех пор эти села стали называть выбранецкими [13].
В ХVІІ в. в Слуцке действовала мастерская по изготовлению орудий – людвисарня. Для работы сюда князем Богуславом Радзивиллом были приглашены мастера из Германии. Однако, возможно, что такие мастерские имелись ещё во времена Олельковичей, ведь известно, что в начале ХVІ в., когда Слуцкий замок штурмовали крымчаки захватчиков уже встречал огонь пушек, расположенных на замковых башнях [14]. Как доносят описи, в 1620 г. в Слуцке было: 5 больших разрушающих пушек, 5 полупушек, 4 мортиры, 6 исправных и 5 испорченных полевых пушечек, 1 железная пушка. Имелось 83 мушкета и 9 шмыговниц на колёсах. В запасе были порох, пули и 130 гаковниц [15].
Весьма вооружёнными были защитники слуцкой крепости и в ХVІІІ в. Составленные во времена князя Иеронима Флориана Радзивилла инвентари показывают, что в 1746 г. в Слуцке было 66 различных орудий, а данные за 1760 г. уточняют: было 29 медных, 25 железных орудий, 12 мортир и ещё сто штук ручного оружия. В 1767 г. было уже 103 различные пушки, в том числе 7 мортир, 4 двадцати ствольных гармоник, 3 шмыговницы. Даже в 1791 г., когда охваченная кризисом Речь Посполитая отсчитывала последние годы своего существования, частное радзивилловское войско в Слуцке имело на вооружении 28 пушек и 16 гаковниц, что превосходило тогдашнюю артиллерию великокняжеского войска, вооружённую лишь десятью пушками [16]. Литейная мастерская в Слуцке имелась и в ХVІІІ в. Кроме того, Иероним Флориан Радзивилл в 1747 г. основал людвисарню в Уречье при стеклянной мануфактуре, которая действовала до 1775 г. [17]
После присоединения края к Российской империи Старый замок и цитадель опустели. В XIX в. Слуцк как город-крепость своё значение утратил. Разрастаясь, городская застройка переходила границы, очерченные древними валами. В течение века они разравнивались, а рвы засыпались. По приказу новой городской администрации в 1820-е годы были разобраны башни и дворцовая застройка Верхнего и Нижнего замков. Разобраны были и городские ворота. Дольше чем другие сохраняли свои своды и высокую башню Островские ворота. Уже без башни они простояли до 1835 года [18]. Цитадель последний раз пытались приспособить к защите французы во время оккупации города в 1812 г. Позднее она пришла в упадок и в начале ХХ в. её территория стала застраиваться.
Сегодня границы древнего города можно определить по улицам, которые после революции были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Трудовые, из них первым двум ныне соответствуют улицы Корзуна и Кононовича. Они идут по кругу и повторяют очертания бывшей улицы Подвальной, которая в прошлом проходила вдоль вала. По той же линии в некоторых местах (городской парк, берег реки возле «чёртового моста», район улицы 8 Марта) сохранились остатки рвов и незначительные возвышения, означающие бывшие валы и бастионы. Сохранилось и незначительное возвышение в конце улицы Комсомольской (бывшей Сенаторской – Широкой), которое обозначает место некогда расположенной здесь цитадели.
Игорь ТИТКОВСКИЙ
Фото автора
Перевод – Владимир ХВОРОВ
1. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. № 2. Мн., 1988, с. 11, 12.
Ткачоў М.А. Абарончыя збудаванні заходніх зямель Беларусі ХІІІ–ХVІІІ стст. Мн., 1978, с. 79, 80, 108, 110.
2. Планы г. Слуцка. НГАБ ф. 1477, воп. 1, спр. 2877, 2878.
Гісторыя беларускага мастацтва. Т. № 2. Мн., 1988, с. 14.
3. Ткачоў М.А. Замкі і людзі. Мн. 1991.
Mikulski W., Zawadski J. Zamki prywatne. Sluck//Opisy zamkow bialoruskich… Warszawa. 1999, s. 57.
Габрусь Т.В. Аўтар герба – Радзівіл? // Чырвоная змена. 2 верасня 1993.
Грицкевич А.П. Слуцк. Историко-экономический очерк. Мн., 1970, с. 10.
Грыцкевіч А.П. Слуцк. Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі. Т. № 5, с. 67, 68.
4. Гісторыя беларускага мастацтва. Т. № 2. Мн., 1988, с. 14.
Планы г. Слуцка. НГАБ ф. 1477, воп. 1, спр. 2877, 2878.
5. B.J.K. Wspomnienia o Siucku. Gniezno. 1905. с. 20.
Ткачоў М.А. Абарончыя збудаванні… Мн., 1978, с. 108.
6. Ткачоў М.А. Абарончыя збудаванні… Мн., 1978, с. 109.
7. Чертежи, планы, черновики князя Богуслава Радзивила. НГАБ ф. 694, воп. 1, спр. 287.
Габрусь Т.В. Ушанаванне Багуслава Радзівіла. Спадчына. № 1. 1993, с. 74.
8. Живописная Россия. Мн. 1993 (репринтное издание 1882 г., т. № 3), с. 365.
9. Mikulski W., Zawadski J. Zamki prywatne. Sluck//Opisy zamkow bialoruskich… Warszawa., 1999, s. 57.
10. Волкаў М. Цытадэль няспраўджанай сталіцы//Інфа-Кур”ер. № 9. 3 сакавіка 2011.
Волков Н.А. Новый замок в Слуцке. Оборонительные сооружения Европы и Восточной Пруссии. Сборник документов Второй всероссийской конференции по истории фортификации в рамках шестой международной конференции. Калининград. 2011, с. 37–53.
Волкаў М. Слуцкая цытадэль у ХVІІ–ХVІІІ стст.//Беларускі Гістарычны Агляд. Т. № 19, 2012, с. 31–66
Якимович Ю.А. Зодчество Белоруссии ХVI – середины ХVIII веков. Мн., 1991, с. 307, 308.
11. Волкаў М. Слуцкая цытадэль у ХVІІ–ХVІІІ ст.//Беларускі Гістарычны Агляд. Т. № 19, 2012, с. 31–66
Грицкевич А.П. Древний город на Случи. Мн., 1985, с. 15.
Якімовіч Ю.А. Слуція замкі. Архітэктура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1993, с. 450.
12. Грицкевич А.П. Частновладельческие города Белоруссии ХVІ–ХVІІІ вв. Мн., 1975.
13. Грыцкевіч А. П. Выбранцы. ЭГБ. Т. 2. Мн., 1994, с. 366.
Грицкевич А.П. Древний город…, с.17.
Грыцкевіч А. Беларускія выбранцы//Полымя. 1970. № 11, с. 249–253.
14. Канановіч У.І. Случчына і напады крымскіх татар. Зб. Случчына. Мінулае і сучаснасць. Слуцк. 1995.
15. Сагановіч Г. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў ХVІ–ХVІІ стст. Мн., 1994, с. 32.
16. Радзівіл Г.Ф. Мэмуары (Рэчы, якімі годнага магу забавіць госця…//Спадчына. 2000. № 3.
Kalamajska-Saed M. Portrety i zabytki ksiazat Olelkowiczow w Slucku… Warszawa. 1996, s. 27, 39, 44.
17. Слуцкая пушкарня (таксама: – Людвісарня, с. 318; – Урэцкая людвісарня, с. 405, 406). ВКЛ.
Энцыклапедыя. Т. № 3. Мн. 2005, с. 339.
18. B.J.K. Wspomnienia o Slucku. Gniezno. 1905. с. 20, 40.
Кордегардия (от фр. corps de garde) – помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Является разновидностью фортификационных сооружений.
Горнверк (нем. Hornwerk – букв. «роговое укрепление») – в бастионной системе фортификации: наружное вспомогательное укрепление, служившее для усиления крепостного фронта и состоявшее из бастионного фронта с двумя эполементами, выдвинутого в сторону противника перед главным валом крепости.
Куртина (нем. Kurtine, фр. Courtine) – начиная с XVI столетия обозначение для прямого крепостного вала, соединяющего два бастионных сооружения.
Шмыговница или Гармоника (польск. Szmigownica, śmigownica) – название малокалиберного артиллерийского орудия, состоявшего из расположенных на одном специальном ложе от нескольких до 40 длинных мушкетных стволов, производящих выстрел последовательно от одного запала.
Гаковницы (нем. Hakenbüchse) – европейские крепостные дульнозарядные ружья XV – XVI вв. с крюками («гаками») под стволами, которые зацеплялись за крепостную стену с целью уменьшения отдачи при выстреле.
Комментарии