Праведная княгиня София Слуцкая – одна из самых почитаемых и любимых святых. К ее нетленным мощам не иссякает поток богомольцев. Княгиня прожила на земле неполных 26 лет, но смогла значительно повлиять на положение Православия в Слуцке.
Исторические сведения
о святой праведной Софии, княгине Слуцкой
Святая праведная София, последняя из рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда (по линии киевских князей Олельковичей), владелица Слуцкого княжества. Родилась 1 мая 1586г. Была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича от брака с Барбарой Кишкой. Отец святой Софии отличался благочестием и ревностью в вере, единственным из трех братьев сохранивший завет отца не изменять православию. 6 мая 1586 княз Юрий III умер. На смертном ложе он определят дочери опекунов, среди которых был ревностный защитник православия князь Константин Константинович Острожский. София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. Около 1588 г. мать Барбара вторично выходит замуж и по закону лишалась права на воспитание дочери. По смерти своих дядей, родных братьев Юрия III, Александра (+1591) и Яна-Симеона (+1592), принадлежащие им части княжества так же перешли к Софии, так как детей у них не было. После бурных судебно-юридичес
На момент заключения брестской унии в 1596г. находилась ещё в несовершеннолети
Прокоролевская католическая партия Ходкевичей как только позволили обстоятельства, стремилась расторгнуть помолвку не только из-за финансовых разногласий, но в немалой степени из-за политических и религиозных причин. Разгорелся конфликт. Под угрозой вендетты стороны пришли к согласию.
Венчание должно было быть совершено по католическому обряду. Однако святая София объявляет себя православной. Венчание состоялось 1 октября 1600 в одном из соборов Бреста по православному обряду. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния.
Уже через три месяца после свадьбы, 31 декабря 1600 г. униатский митрополит Ипатий Потей в письме к Трокскому воеводе Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке, ревностному католику, жаловался, что Януш Радзивилл под влиянием молодой жены отнял у него Слуцкий монастырь, изгнавши из него его слугу.
Указом от 6 мая 1606 г. князь Януш Радзивилл обновил деятельность Слуцкого Преображенского братства. Княгиня София Юрьевна, записавшись в Преображенское братство, принимала в его деятельности самое живое, активное участие.
Внешние дела веры у Софии Юрьевны являлись продолжением сокровенного духовного подвига. Еще в начале ХХ века в Слуцком Троицком монастыре хранилось архимандричье облачение из серебряной парчи с золотой вышивкой, по преданию это труд святой Софии Юрьевны. Также сохранилось предание, что блаженная княгиня при жизни предсказала, что на Юрьевской улице (теперь улица Л.Толстого) никогда не будет пожара и жители этой улицы, даже иноверцы, не страховали от огня своих домов, говоря, что они застрахованы у святой Софии. Это говорит о том, что святая София ещё при жизни имела особые духовные дары, – которые были видны для всех, иначе этому предсказанию не придали бы значения, и оно не хранилось бы на протяжении столетий, тем более в то время, когда её мощи ещё не были обретены. Княгиня пешком ходила в построенную на ее средства церковь на Мир-горе, что возле деревни Сороги нынешнего Слуцкого района.
В 1609 г. король Сигизмунд III под угрозой гражданской войны и войны со Швецией признал Православную Церковь в Речи Посполитой юридическим лицом. Вероятно, после этих событий София Юрьевна просила своего мужа Януша исходатайствоват
19 марта 1612 года в имении Омелево во время вторых родов Слуцкая княгиня София скончалась. Родившуюся дочь назвали Екатериной. Однако девочка-младенец ненамного пережила страдалицу мать и вскоре умерла, не прожив и суток. Похоронена святаяСофия была в Слуцком Свято-Троицком монастыре.
Юридически защищенное, стараниями святой Софии и Януша, православие на Слутчине сохранило свои позиции. После ее блаженной кончины, Януш Радзивилл в защиту православия в своих владениях издал грамоту, которая ещё в начале ХХ века хранилась в архиве Слуцкой Реформатской консистории. Отрывок из нее цитирует архимандрит Афанасий: «Церкви и монастыри религии старо-русской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, дабы не последовало в том никакой перемены».
Первые сохранившиеся сведения о нетленных мощах и чудесах святой относятся к первой половине XVIII века, описаны в книге иеромонаха Маркиана «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей».
Наиболее полной на данный момент является публикация: ЗАСТУПНИЦА ЗЕМЛИ БЕЛОРУССКОЙ СВЯТАЯ СОФИЯ СЛУЦКАЯ ИЗ РОДА КНЯЗЕЙ ОЛЕЛЬКОВИЧЕЙ/ Автор составитель Левишко Тамара Григорьевна. – Минск: Энциклопедис,201
Протоиерей Александр Шкляревский, кандидат богословия.
Комментарии