Беда, как говорится, не приходит одна. И спустя годы в дома жителей деревни пришла беда, горе и слезы. Тяжелая рука репрессий не миновала и д. Заградье. Так называемых «кулаков», которые для власти были «классово чуждыми элементами», здесь не было. Да и земли было в среднем 2-4 гектара на двор, надо сказать – малоурожайной земли. Очевидно, что власти с опаской поглядывали на жителей села, хоть вроде бы и взбунтовались против «классово чуждого режима». Но ведь загнанный в угол человек, думаю, не будет смотреть, что за власть перед ним. Первая волна репрессий пришлась на 1929 год: в ссылку в печально известную Сибирь отправилось 24 местных жителя, среди них было 15 женщин. «Враги народа» – сказать нечего, прямо-таки белые офицеры. Их имена занесены в районную книгу памяти, изданную в 2000 году. Также информацию можно получить на сайте общества «Мемориал».
Вторая волна репрессий прошла в 1933 году, пятеро сельчан были расстреляны. Среди них: 72-летний колхозник Сава Чарковский и двое его женатых сыновей, Иван и Анатолий, а также Людвиг Степанович Козак, Павел Макарович Зенчик. Жертвы были реабилитированы спустя долгие годы, лишь в 1991 году.
P.S. В шестидесятые годы в память о февральских событиях 1908 года был установлен гранитный памятник с именами погибших сельчан. Память о событиях тридцатых еще предстоит поместить на граните.
Исаак Талмудовский
Комментарии