15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана. День памяти воинов-интернационалистов.
Война… очень страшное слово. Оно страшно еще и тем, что бывает и в мирное время, когда молодым воинам приходится исполнять интернациональный долг, следуя приказу правительства своей страны и защищая интересы дружественного государства.
10 лет для истории… Это много или мало?.. Сколько судеб, сколько трагедий… Но ребята с честью выполнили свой долг, и 15 февраля последняя колонна советских военнослужащих была выведена из Афганистана. С того дня прошло 26 лет. Казалось бы, срок немалый… Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее солдаты тех далеких 80-х. Но только память об Афганской войне жива, и стереть ее события не смогут ни годы, ни расстояния.
Уже более 20 лет живет в Слуцке уроженец города Осиповичи Александр Викторович Бабина. Старшина запаса, воин-интернационалист. Наша беседа состоялась накануне дня вывода советских войск из Афганистана.
– Александр Викторович, в чем лично для вас заключается память Афганистана?
– Это в первую очередь память о тех ребятах, с которыми довелось служить, о тех, которые погибли… Чувства смешанные. Прошло уже много лет, как из Афганистана были выведены наши войска. Все-таки годы проходят, и многое притупляется. Не каждый день об этом сидишь и думаешь. Но когда задают вопросы – начинаешь вспоминать… И воспоминания не всегда самые приятные, потому что война – это тяжелая работа, которую нужно делать независимо от того, хочется или не хочется, нравится или не нравится. Есть задача, которую нужно выполнять, и ты ее выполняешь сообразно с обстановкой, принимаешь определенные решения. И только по прошествии времени можно определить, прав ты был или не прав, правильно поступал или нет. Потому эта память, наверное, сохранится на всю оставшуюся жизнь…
– Как Вы оказались в числе воинов-интернационалистов?
– Все довольно просто. Здоровье было отменное, вот и призвали в армию. Из Осиповичского военкомата нас посадили в автобус и отправили в Могилев, оттуда в Борисов. Там нас и стали распределять в разные части. Помню, как приехали «купцы» – такие загорелые ребята, явно из южных республик: офицер и несколько сержантов. Среди новобранцев прошел слух, что нас ожидает служба в Афганистане. Далее – 3 месяца в учебном саперном батальоне в Термезе, и только затем самолет ИЛ – 76 нас доставил в Кандагар, где мы были распределены по разным батальонам. Вот так я и прибыл на службу в провинцию Гельменд города Лашкаргах в батальон специального назначения, где и прослужил 22 месяца. Вспоминаю, как мы, молодые ребята, вышли из самолета… Жара, словно в сауне, кругом горячий песок. Навстречу нам шли загорелые дембеля, которые должны были улететь на Родину на том же самолете. Они «приветствовали» нас репликами «Ну что, духи, вешайтесь!» Так началась моя служба.
– А было ли все так, как Вам рассказывали на гражданке?
– Когда попадаешь в горячую точку и сам становишься участником всех событий, все воспринимаешь иначе. Было все: и страх, и радость, и чувство самоудовлетворения, и мальчишечий азарт. Мы были одной командой, поддерживали друг друга морально, писали письма родным, отмечали праздники, победы. Там, в далекой стране, особенно обостряются чувства, воспоминания, тяга к жизни.
– Помните свое первое боевое задание?
– Конечно. Это было настоящее ощущение счастья. Его можно сравнить с чувством мальчишки, которому родители подарили новенький велосипед. Наконец-то представилась возможность попробовать себя в действии. Нашу группу из 18 человек высадили в пустыне, с нами был старший лейтенант Игорь Ерофеевский, молодой парень, чуть старше нас. Задача заключалась в уничтожении каравана, следовавшего в комендантский час (ночное время) через пустыню. Ночью пошел караван. Был дан приказ обстреливать его. Открыв огонь по погонщикам и разгромив их, мы буквально сразу же завладели боеприпасами, которые предназначались для банд формирований, действовавших в глубине территории Афганистана. Вот так я встретил свой первый день рождения на афганской земле. Кстати, уже спустя годы, мы абсолютно случайно встретились с Игорем Ерофеевским в Слуцке. Как оказалось, его родители жили в нашем городе. Его отец был офицером.
– Верите в солдатское везение?
– Наверное, да. К счастью, за время службы я ни разу не был ранен, ни разу не заболел – мне повезло. Хотя были
серьезные бои, пули свистали над головой, прямо перед моими ногами ударялись в песок. Но я оказался счастливчиком. Да, можно прослужить и 2 года в горячей точке, выходя на серьезные боевые задания, встречаясь лицом к лицу со смертью, и остаться в живых. А можно прослужить в относительно безопасном месте и погибнуть уже по дороге домой. Здесь вспоминается случай с одним парнем, который служил в штабе и ни разу за время службы не выходил на боевое задание. И вот, возвращаясь в Союз, он находился в самолете, который был сбит душманами при взлете…
– По-вашему, что самое страшное на войне?
– Для меня, в частности, это, наверное, даже не сама война, а когда мы уже летели из Кандагара домой, в Союз. Когда самолет стал взлетать, мы видели, как отстреливают противоракетные шашки. Это делалось для того, чтобы ракета «Стингер» класса «земля-воздух» не могла сбить самолет. Хотелось долететь…
– Можете дать честную оценку Афганской войне?
– Негативная. Эта война унесла около 15 тысяч жизней! Как оказалось в данном случае, внутриафганские проблемы с помощью советских войск так и не были решены, а лишь повлекли огромные человеческие жертвы и большие материальные затраты для Советского Союза. Как известно, даже после вывода наших войск из Афганистана там так и не наступил мир.
– Как сложилась ваша жизнь после армии?
– Мне хотелось продолжить учебу. Я четко знал, что хочу получить юридическое образование. Сразу же после армии в 1988 году поступил в БГУ на юридический факультет. Там познакомился со своей будущей женой, случчанкой. Поженились. После окончания университета переехали в Слуцк. На днях отмечаем 23 года совместной жизни. У нас две замечательные дочки. С момента окончания университета, с 1994 года работаю в юридической консультации Слуцкого района, из них – 15 лет заведующим. К сожалению, теперь не так часто встречаемся со своими студенческими друзьями, которые так же, как и я, служили в Афганистане, но помню о них всегда. С боевыми, к сожалению, встретиться сложнее, нас разбросало по свету…
Конечно, поначалу практически каждую ночь снился Афганистан. Теперь это происходит реже. Но, нет-нет, да и приснятся боевой выход, погибшие ребята… Такое не забывается никогда.
Справка “Капитала”
Бабина Александр Викторович проходил службу в ДРА с августа 1986 года по июнь 1988 года в роте минирования 6-го батальона 22-й бригады специального назначения главного разведывательного управления Генштаба Министерства обороны СССР, который дислоцировался в городе Лашкаргах провинции Гильменд.
Батальон вел борьбу с караванами, груженными оружием и боеприпасами, которые предназначались для моджахедов.
Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отличие в воинской службе» и другими наградами.
Н. Подлозная
Фотографии из личного семейного альбома А. Бабины
Комментарии