В поисках утраченного. Лишь фотографий старый переплет о прошлом иногда напоминает…

О чем нам могут рассказать старые фотографии? Освежать в памяти невозвратимые мгновения прошлого, напомнить облик родных и друзей, а, быть может, открыть нашему взору уникальные  достопримечательности, события давно минувших лет, которые навеки останутся такими, какими когда-то увидел и изобразил фотограф.

Прошло семь лет с довольно значимого события в жизни Слуцкого краеведческого музея и всех жителей г. Слуцка: накануне 2008 года у витебского коллекционера Аркадия Подлипского музей приобрел семь почтовых открыток с изображением памятников архитектуры Слуцка конца ХIХ начала ХХ столетия. Они пополнили уже существующую в музее коллекцию фотографий с изображением города и его жителей.

Уникальность данного приобретения в том, что эти фотооткрытки практически столетней давности сделаны в известной фотостудии случчанина Сомира Львовича Юхнина, великого матсера фотографии конца ХIХ начала ХХ столетия.

Среди подаренных открыток – вход в Троицкий монастырь (1), вид на Троицкий монастырь с моста над рекой Случь (2), внутренний вид зала Слуцкой гимназии (3), духовное училище (4), польский костел (5). Кстати, они приобретены благодаря материальной поддержке двух слуцких предпринимателей  – Кулагина Александра Ивановича и Курловича Александра Александровича.

троицкий монастырь. Святые врата (1)

(1)

 

слуцк. вид с моста

(2)

 

внутренний вид зала гимназии нач 20 в

(3)

 

духовное училище нач 20в

(4)

 

костел св. Антония. Уничтожен после 2-й мировой войны (5)

 

(5)

 

Об авторе фотооткрыток сегодняшний наш рассказ.

Среди всех мастеров фотографии конца ХIХ начала ХХ столетия, которые жили и творили в нашем городе, особое место отводится слуцкому фотографу Сомиру Львовичу Юхнину (1870 – ?). Именно это имя было хорошо известно случчанам в начале прошлого века. Оно и сегодня хорошо известно любителям старинного фото. Проходя по экспозиционным залам Слуцкого краеведческого музея, невозможно обойти стороной фотоснимки, сделанныемастером. Фотонаследие Юхнина создает настоящую панораму жизни нашего города и края. Это целая галерея снимков, весьма простых и незатейливых, но выполненных с огромной теплотой и любовью к родному городу и людям, населяющим его. Среди них – портреты мещан и крестьян, сцены городской и сельской жизни, городские достопримечательности, памятники архитектуры, многие из которых, к сожалению, остались только историей.

Сегодня ценность снимков фотохудожника заключается в том, что мы можем видеть образ города столетней давности, следов архитектуры от которого практически не осталось.

В настоящее время не одно издание, посвященное истории Слуцка, не обходится без фотоснимков Юхнина, которые используются в качестве иллюстрации. Его работы можно увидеть в фондах республиканских музеев и архивов, их имеют потомки тех, кого он когда-то снимал, коллекционеры.

О жизни и творчестве фотохудожника до недавнего времени практически ничего не было известно. О Юхнине мы знали только с использованных в качестве рекламы текстов на паспарту фотоснимков. Отдельные страницы жизни и деятельности Сомира Львовича стали известны благодаря исследователю белорусской фотографии Национального музея истории и культуры Беларуси Надежде Савченко.

———————

Слуцкий фотомастер

Сомир Львович Юхнин не был коренным случчанином. 26-летний мещанин приехал из Витебска в наш город в феврале 1896 года. Об этом свидетельствуют архивные документы. Свое фотоателье молодой фотограф расположил в частном доме на одной из центральных улиц города – Шоссейной. Вскоре женился, появились дети – сын Лев и дочь София.

Фотоателье пользовалось популярностью в городе. Процесс фотографирования в начале ХХ столетия для простых людей становился очень важным событием в их жизни. К нему готовились несколько дней. Фотография могла служить едва ли не настоящим документом. К ее изготовлению мастер подходил серьезно. Об этом свидетельствует отличное качество фотографий, сохранившихся до наших дне. Их высокий уровень изготовления и сегодня, спустя столетие, не требует скидки на время.

Изначально Юхнин отдавал предпочтение кабинетным снимкам: персональным, групповым, семейным портретам – это приносило неплохой доход фотографу. Кроме того, фотоателье Сомира Львовича было единственным в городе специализированным отделением, где производилось увеличение портретов до натуральной величины. Особую популярность приобрело после того, как в 1907 году работы мастера были удостоены золотой медали на Международной выставке в Антверпене в Голландии, а через год – похвального отзыва на сельскохозяйственной выставке в Слуцке. Но поскольку в то время Слуцк не был большим городом и численность населения составляла чуть больше 14 тысяч человек, на приличное количество заказов рассчитывать не приходилось. И он находит выход из положения. Юхнин начинает делать снимки достопримечательностей Слуцка, типажей горожан и крестьян. Свои фотографии он сначала предлагает издателям почтовых карточек, а по возможности издает их самостоятельно. Автор работ четко и точно передает образы своих героев. Он с большим профессионализмом с помощью фотоснимка отражает характер и настроение героя, видя в самом простом и банальном сюжете нечто уникальное, колоритное, индивидуальное. Вглядываясь в работы мастера, сам т ого не замечая, окунаешься в атмосферу далеко минувших лет. Образы словно оживают. Каждый созданных Юхниным сюжет или фотопортрет прост, доступен в восприятии.. И что удивительно – несмотря на монохромность фотографии (она выполнена в черно-белом цвете), художественная выразительность ничуть не уступает современному фото.

Почтовые открытки издаются сериями по несколько десятков сюжетов, и каждая имеет свой порядковый номер.

———————

История оживает

Среди сюжетов почтовых карточек мы видим центральный вход в Троицкий монастырь. К сожалению, сегодня лицезреть это здание, притягивающее своей красотой, масштабностью и уникальностью исполнения, только на сохранившемся фото. Из истории нам известно, что еще в ХVI столетии Анастасия Слуцкая (бабушка Софии Слуцкой) после многочисленных набегов татар в разрушенном Троицком монастыре вместо деревянной заложила каменную Троицкую церковь – храм в честь обороны края от татар и в память о погибших воинах. Он возвышался в Троицком предместье города (в районе нынешнего медицинского колледжа). Храм стал своеобразным памятником слуцким князьям. Фотомастеру и его современникам посчастливилось во времена существования этого памятника архитектуры. К сожалению, в первой половине ХХ столетия монастырь был разрушен.

Вглядитесь в портреты людей. Особой притягательностью обладает портрет молодой случчанки. Ее мечтательный взгляд и легкую улыбку так и хочется сравнить с улыбкой Джаконды. Особое очарование ее образу придают густые волосы, заплетенные в длинную девичью косу.

А вот портрет уже совершенно другого характера. На нем изображена личность довольно известная в те времена в нашем городе. Это слуцкий помещик, политический деятель, почетный судья Слуцкого уезда Эдвард Войнилович (1844-1924г.г.) (6).

портрет Войниловича

В его осанке – уверенность и самодостаточность. Во взгляде – мудрость зрелого человека, какая-то надежность. Весь облик мужчины говорит о его волевом характере и чувстве собственного достоинства. Для создания фона фотомастер придерживается минимализма:  кресло, книга на столе…

Кстати, из истории известно, что Войнилович был одним из самых богатых помещиков Минской губернии. На протяжении 35 лет он был почетным судьей Слуцкого уезда. В доме Войниловича (ныне здание Слуцкого краеведческого музея) в 1920 году состоялся 1-й белорусский съезд Случчины. В свое время Российский премьер-министр П.А. Столыпин предлагал нашему земляку возглавить министерство сельского хозяйства Российской империи. За средства Войниловича  в Минске был построен храм св. Сымона и Елены (в память двух рано умерших детей Войниловича), так называемый Красный костел. Строительство храма началось в 1905 году, был открыт в 1910 году. На его строительство дворянин пожертвовал большую по тем вреиенам сумму – 100 000 рублей.

На следующем фотоснимке изображен внутренний вид зала Слуцкой гимназии. Здесь светло, просторно. Высокие потолки, огромные колонны, камин в углу… привлекает внимание огромный портрет царя Николая II, возвышающийся над столом. Кажется, что через широко распахнутые двери сейчас войдут директор и преподаватели гимназии и начнут бурно обсуждать актуальные темы, волнующие каждого, кому дорого это учебное заведение.

Как видим, каждая фотография мастера уникальна, наполнена глубоким психологизмом.

————————-

О времена, о нравы!

После Октябрьской революции у фотографа появляется новая тематика. Среди его работ – снимки крестьян, их быт, памятники архитектуры.

белорусский крестьянин. нач 20 в

 

девочки из д. Лучники

Его жизнь в советские времена складывается непросто. Сегодня эта ситуация нам покажется абсурдной, а в 1927 году в 58-летнем возрасте из-за приобретения и хранения 500 штук заграничных фотооткрыток, необходимых для работы, Юхнин был арестован ОГПУ и 6 апреля 1928 года решением Коллегии ОГПУ выслан из города без права проживания в крупнейших городах страны и приграничных губерниях.

uxnin111юхнин1

Его следы теряются во Владимире, куда и был выслан Сомир Львович. Как сложилась его дальнейшая судьба – неизвестно. Лишь можно предполагать, что однажды арестованный, он вряд ли смог избежать дальнейших репрессий…

———————-

Лишь только миг…

Мы же, потомки, всматриваясь в фотографии давно минувших лет, лишь может восхищаться талантом, высоким профессионализмом и мастерством фотохудожника.

Старые фотографии – это память, запечатленный миг прошлого, яркий момент чьей-то жизни, напоминание о пройденном, неповторимом. Только они могут рассказать о том времени, которое, увы, уже никогда не вернуть.

ФОТОГРАФИИ СОМИРА ЮХНИНА

еврей-талмудист нач 20 в

 

свято-ноколаевский собор к 19 ст. взорван в 1934 году

лирники на ярмарке в Слуцке

шляхтич в слуцком поясе

юхнин

крестьяне д. лучники

духовное училище нач 20в

здание коммерческого училища. ныне консервный

…….

Над темой работала Наталья Бабина

Фото из архива Слуцкого краеведческого музея

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск