4 декабря христианский мир отмечает один из двенадцати больших праздников – «Введение Пресвятой Богородицы во храм».

Событие раскрывается в протоевангелии Иакова и в Сказании Димитрия Ростовского в житиях.

Согласно им, когда Пречистой исполнилось три года от рождества, родители девочки Иоаким и Анна решают выполнить свое обещание: привести дитя к Богу. Они собрали всех родных, соседей, знакомых, св. Иоаким пригласил непорочных дев. Они должны были сопровождать это шествие от Назарета до Иерусалима с зажженными светильниками, чтобы Дева Мария не боялась, не обернулась назад и полюбила храм всей душой.

На рассвете третьего дня родители вместе со своим малолетним ребенком, в сопровождении многочисленных родственников и дев-свещеносцев, окружавших Богородицу, как звезды светлую Луну, подошли к Иерусалимскому храму.

Это был единственный иудейский храм, стоящий высоко на горе Мориа. Синагоги, также как и мусульманские мечети, не являются храмами в прямом смысле слова – это только молельные дома.

Там, на верху лестницы, ведущей в храм, их встречал Захария, первосвященник, родственник святого семейства, и многочисленные священнослужители храма.

введение1

Родители тихонько сказали: «Иди, дитя к Царю всех, не бойся».Она не оглянулась и не заплакала, как обычные дети.

А смиренно и легко, как взрослая, взошла по крутым ступеням храма, уже тогда зная, что Ей уготовано, Она вела себя как взрослая и зрелая женщина.

Предшествовали Ее введению непорочные девы со светильниками, воспевая хвалебные песни. Невидимо созерцали славное введение и ангелы, тоже воспевая чудное явление: не просто введения Девочки во храм, но введение ее прямо в алтарь. Вводит Пречистую в Святая Святых под пение дев и ангельского хора сам первосвященник Захария, духовными очами узревший в девочке будущую Богоматерь.

Удивительное явление, поскольку и до сего дня в православных храмах запрещен вход в алтарь лицам женского пола. А тогда – это было тем более удивительно и даже дерзновенно. Захария удивлялся, принимая девочку от Анны на попечение, говоря: “Как же ты вводишь в храм Ту, которая Сама есть храм?”

Так началась новая жизнь маленькой Девочки, которая в течение девяти лет пребывания в храме готовилась вместить в себя Невместимого.

введение2

Жила она, согласно Сказаниям, в палатах вместе с другими посвященными Богу. Палаты были пристроены к храму в три ряда, в каждом – по тридцать келий, красивых и просторных. Всего числом девяносто.

Мария училась писать, читать, рукодельничать, старательно изучала Священное Писание. За девять лет Всенепорочная научилась ткать, прясть шерсть и лен, шить шелком, что пригодилось потом во взрослой жизни.

Обычная пища подавалась от храма, но Мария отдавала ее нищим и странникам, Сама питаясь Хлебом Небесным. Его приносили ангелы, когда Она входила молиться в Святая Святых.

Так Дева Мария возрастала от силы в силу, пока не достигла возраста духовного. В храме Пречистая  приняла обет девства, обещая посвятить Себя Богу. Поэтому в двенадцать лет Ее вручили обручнику – престарелому Иосифу.

Праздник Введения больше, чем праздник Рождества Пречистой: это праздник Ее духовного рождества, праздник явления Богородицы миру, праздник отделения Ее от мира. Спустя десять лет Мария также принесёт в храм на сороковой день от Рождества Сына Своего  с посвящением Его Богу.

Поэтому иконы двух праздников – Введения и Сретения – имеют много общего, как в иконописной традиции, так и в богословской. Они олицетворяют жизненные параллели Богородицы и Господа, подчеркивая Их Божественное предназначение.

Праздник Введения получил глубокий богословский смысл. Господь воспринял плоть от Пресвятой и Пречистой, Предизбранной от века Девы Марии.

введение3

Она сама стала алтарем и живым Храмом, живым Кивотом. Не зря на праздничных иконах храм изображается в виде кивория – алтарного навеса, подчеркивающего этот богословский акцент праздника.

Введением Богородицыво храм заканчивается эпоха Ветхого Завета и начинается эпоха Нового. Один их самых незаметных праздников из числа великих двенадцати являет началом той истории, которая потом воплотилась во всех остальных праздниках.

Праздник Введения – является прологом праздника Рождества Христова, Господь еще не вочеловечился, а Матерь Бога уже в храме. Поэтому, начиная с Введения, каноны заканчиваются рождественскими ирмосами, специальными песнями, посвященными Рождеству.

Тема введения в Святая Святых живого Кивота является ведущей в богослужении праздника. Начинается оно с чтения отрывков из Ветхого Завета. Отрывков о том, как Моисей устраивал храм и вносил в него Ковчег Завета со священными скрижалями,

как спустя много лет царь Соломон вносит в Святая святых этот Ковчега Завета и священные сосуды при освящении первого Иерусалимского храма, наконец, в самом главном отрывке, как будет построен Новый храм, через врата которого войдет Господь и они затворятся.

Это все прообразы Богородицы, которые в день Введения получают воплощение в образе Девы Марии.Эта же мысль пронизывает все песнопения праздника, наполненные радостью и веселием. В них Пречистая называется по-разному:

Боговместимый Храм, Дверь непроходная, Гора присенная, Палата и Небо одушевленное, Богоневеста Царева и Божественная свеча,

Святая Святых и Жезл Ааронов, непорочная Юница и Святой Кивот, селение Небесное и так далее и так далее.

введение4

И, как бы предваряя Благовещение, восьмая песнь канона выстроена как диалог Анны и Захария, как потом в каноне Благовещения будет выстроен в той же восьмой песне диалог Пречистой и архангела Гавриила.

Установлен праздник Введения позднее других. Он стал широко праздноваться на востоке только начиная с IX века, а в католичестве – только с XIV.

Сегодня в православии праздник длится 6 дней: один день (3 декабря) – предпразднество, один день (4 декабря) – сам праздник Введения и три дня (5,6,7 декабря) – послепразднество, включая его отдание.

Праздником Введения было положено начало монастырской жизни и многие монастыри на Руси в честь праздника стали называться Введенскими. Так, например, называется всем известный монастырь – Оптина пустынь. Появились и многочисленные Введенские храмы, а храм обрел новый сакральный смысл.

Введение – праздник всех семинаристов, приходящих просвещаться и подражать Богородице в своем житии. Это и праздник православных педагогов и всех детей, которых родители приводят в православные храмы и в воскресные школы для духовного просвещения.

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru

 

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск