Дмитрий Москвин: «Внутренний мир фотографа определяет качество картинки»

На этой неделе стояли сильные морозы, и я спешила домой в теплую квартиру, как зверь в норку. Мысленно уже спланировала зашиться в плед, оставив только мордочку пить горячее и сопеть, поглядывая в окно, где мерзнут отчаянно холодные дворы города… Пока бежала, заметила хвост сумки почтальона, заходившего в подъезд. Мне конверт, с красным бантиком – как мило. Поднимаясь по лестнице, на ходу открываю, там пара абзацев крупным шрифтом: приглашение на выставку в центре города. Экспозиция неизвестного фотографа, в основном портреты. Если честно – заинтриговало.

Без четырнадцати семь, я уже на пороге выставочного зала с предвкушением созерцать высокое творчество. Как и положено, большая дверь и высокий потолок, меня встречают несколько залов с множественными портретами на стенах внушительного размера. Некоторые в полный рост, почти в натуральную величину. Вокруг нет никаких экскурсий, нет презентаций, только одинокие посетители многозначительно вглядываются в фотообразы персонажей. А посмотреть есть на что… Вот девушка с черным как уголь взглядом никак не отражается в зеркале, вот бродяга, как всегда в одиночестве, а вот всадник в молниеносном движении мчится прямо на меня, м-м да, интересно, успел ли отбежать фотограф? Наверное, успел. Дальше и в профиль, и в анфас множество причудливых персонажей, каждый со своей историей и видом, стоящие отдельного описания и восторга. В конце четвертого зала меня поджидал размашистый портрет старухи. Все странно в нем. И одежда, и мимика. Показалось, она мне подмигнула, на морщинистом лице престарелой леди застыло удивление. И правда, она меняется. Как будто это не фото… Я было хотела кого-нибудь позвать, но вокруг со стен на меня смотрели только портреты неизвестных мне господ – и ни души. Тем временем бабушка повернулась боком и поманила меня за собой.

– Existenz! – прохрипела она, – смелее, пойдем, я покажу тебе твой мир.

Я шагнула за старушенцией прямо к ней в фотографию, благо она была в полный рост. Мир по ту сторону наполнен торжеством и тревогой. Серо-белый зал с арками, колоннадой и свисающими красными полотнищами. В окнах то ли летний сад, то ли парк с массивными деревьями. Старуха повернулась ко мне и подошла близко.

– Что ты видишь в портрете? Какой секрет скрывают лица? Навсегда застывшее во времени мгновение, просто неповторимый человек и рука художника, – несмело пробормотала я и уставилась на мраморную лестницу, ведущую куда-то наверх.

– Вечность мига, – бросила мне вслед старуха, но я уже поднималась по лестнице, которая вела на широкую террасу, усаженную красными маками.

На дворе господствовала ночь, а в небе во всю хозяйничала луна. В ее свете видны верхушки деревьев, очертания домов, неспешно плывут облака. Луна поставлена для управления ночью. Я протянула к ней руки, как будто это просто светящаяся монета, которую можно снять и, казалось, ощутила ее силу. Внезапно луна увеличилась в размерах, а вокруг стало гораздо светлее. Уже можно было разглядеть, что это никакая не терраса, а широкая площадка на одной из стен старого замка, внизу поляна и лес, дальше одинокие дома с темными окнами. Я приблизила луну так, как могла. Она уже занимала небольшую часть ночного неба, как неожиданно на одной из веток вдалеке сверкнул глазами ворон. Без слов было понятно, что излишний свет вредит ночной жизни и всему на свете есть свое время. Только я так подумала, как луна приняла свои прежние размеры. Интересно, как здесь идет время и который час? Надо бы спросить у сторожа.

– Сторож! – крикнула я, – сколько ночи!

– Возвращайся в зиму! – где-то сзади проговорила старуха.

Я обернулась и застыла в оцепенении. Как ни в чем не бывало, я смотрела в выставочный зал как будто бы с портрета, то есть была этим портретом на той выставке, куда меня лично пригласили! Мальчик лет четырех тыкал пальцем в мою сторону и вопил: «Мама, смотри, девушка шевелится!» Но мама была занята разговором с высоким мужчиной в темном костюме. Воспользовавшись моментом, я спрыгнула обратно в зал, сделала жест мальчику и устремилась к выходу. Малыш мило улыбнулся и помахал мне рукой.

Итак, ее величество фотография. Как получаются удачные фото и какова цена магии застывшего мгновения? Об этом мы поговорили с Дмитрием Москвиным, фотографом со стажем и крепкой хваткой. На этот раз мы в Солигорске в пабе «ЕНОТ» и уже по традиции с вами ваша Экзи, а со мной, как обычно, пара моих постояльцев: Алексей Крот и Виктор Двуречинский. Мы начинаем наш Променад.

-73ONVCw93I

Виктор. Дмитрий, первая причина, зачем народ берет в руки фотоаппарат и начинает всерьез заниматься фотографией? Наверное, вдохновляют работы знаменитых фотографов?

Дмитрий. Если про меня – у лучшего друга намечалась свадьба, просто предложил побыть в роли фотографа.

Алексей. У вас уже была камера?

Дмитрий. Нет.

Алексей. А чем же тогда?

Дмитрий. Это было в 2010 году. Я как раз вернулся с контракта.

Алексей. Служили в армии? (улыбается)

Дмитрий. Нет. Я «служил» хореографом и работал за границей на контракте. И вот, меня попросили сфотографировать свадьбу. Я подумал: а почему бы и нет.

Алексей. На «мыльницу»?

Дмитрий. Сказали: может, найдешь у кого-нибудь, а нет, так и на «мыльницу».

Виктор. Получилось?

Дмитрий. Товарищ, Вадик Хролович, одолжил мне свой фотоаппарат, мы еще взяли второй, как раз уже «мыльницу»  – и все, пошли и отсняли. Получилось круто, даже не ожидали. У меня эти фотографии еще лет пять в портфолио лежали.

K2TYGOqKCZI

 

Виктор. И вы так поняли, что способности наличествуют.

Дмитрий. Способности с детства – они либо есть, либо нет. У меня был старый, добрый «Зенит». С отцом еще проявляли пленки.

Виктор. Ну да, красный свет, ванная комната.

Дмитрий. У нас была обычная комната, не ванная, мы этим не заморачивались. Все завесили, двери закрыли, свет во всей квартире выключили, лампочку красную включили – и все. «Зенит» со временем разбили, и как-то фотографией больше не занимался.

Виктор. Дальше вы снимали свадьбы, торжества, потом решили повысить статус. О вас пишут, что сотрудничали с глянцевыми журналами… Как получилось повысить градус?

Дмитрий. Все на самом деле элементарно и просто, Жил и работал в Минске, получил заказ на съемки каталога одежды нашего белорусского производителя. Нужно было где-то это сделать. Мы нашли студию от журнала ХХL. Это была обыкновенная студия, в которой размещался свет и фоны. Начали там работать. В процессе с администратором разговорились, оказалось, что он является коммерческим директором журнала ХХL, а ему как раз нужен был фотограф – вот и стали сотрудничать. Попробовал себя в роли консультанта, отбирал фото с общей съемки – в общем, работали со звездами. Что-то попадало на сайт, что-то в журнал. В итоге мы сделали проект с приятельницей-визажистом и парикмахером, который назывался «Знакомые незнакомки».

Виктор. В этом проекте участвовали спортсменки-чемпионки, представшие в шикарных женских образах.

Дмитрий. Да, спортсменки с многократными достижениями, чемпионки мира, Европы, олимпийские призеры: Любовь Черкашина, Мелита Станюта.

Виктор. Если сравнить профессиональных моделей и спортсменок – есть ли большая разница в позировании и как быстро получаешь результат? Или приходится как-нибудь подстраиваться?

Дмитрий. Вы же видели фотографии. В работе же я чаще ругаюсь на моделей, чем на спортсменок. Мы отработали налегке, хотя в начале было боязно, ведь это люди, которых знает чуть ли не весь мир. Ты понимаешь, что они достигли высот в своей профессии. Но мы поняли одно: это довольно простые девчонки, поэтому мы быстро нашли общий язык. И нам, и им работа в проекте очень понравилась.

KsI2DQl-VVo

Алексей. Фотографа можно сравнить с диктатором? Например, у тебя есть свое видение кадра, а модель не согласна, у нее свой взгляд. Что тогда делать?

Дмитрий. Я пытаюсь реализовать свою идею, ведь очень сложно донести, что вообще надо делать. Мало иметь хорошую фигуру и хорошо позировать. Нужна душа, искорка в глазах, нужно уметь показать свою индивидуальность. Если этого нет, вот тогда включается диктатор. У меня часто модели уходили в слезах, их возвращали, они меня проклинали, и мы получали нужные мне три кадра. И это за 12 часов работы. Обычно я объясняю, как из себя доставать образы, какие эмоции нужны, откуда их взять. Но в процессе съемки на это времени почти нет, поэтому очень часто модели отсеиваются еще в процессе предварительного собеседования. Бывает – симпатичная девчонка и по типажу очень подходит, но на собеседовании уже понимаешь: ничего не выйдет. А может быть по-другому: смотришь – абсолютно не модель. Уши не те или выдающийся подбородок – бывает такое, и этот человек выдает нужные эмоции, драйв, который нужен, и движение в статическом кадре. Человек будет статично стоять, но будет как бы в движении. Однажды я сделал что-то наподобие учебного пособия, пригласил актрису, и мы отсняли мини-портфолио для ознакомления будущих моделей. То есть, как позировать.

Алексей. Пробовали фотографировать близких родственников? Как с ними управляться?

Дмитрий. Тяжело. Не люблю. Для примера, я устроил съемки с мамой, когда еще учился фотографировать. Ей понравились фото и многим тоже, но мне не нравится, потому что я вижу все косяки. Сегодня моя супруга упрекает, что скоро рожать, а съемки с ней беременной до сих пор нет. За все время есть пара портретов  – и те вымученные, потому что я не люблю фотографировать родственников. Из фотографов не только я, многим сложно работать с родственниками.

Виктор. На одном из сайтов опубликованы ваши слова:

«Фотограф – это не прокладка между фотоаппаратом и итоговым изображением, это создатель той или иной картинки, человек, ловящий и ищущий кадр, и момент, владеющий светом как кистью. Фотограф – это художник, в своем роде. Человек, выбирающий фотографа, выбирает не его технику, а его видение»(с)

Мне приходилось как журналисту бывать на разных выставках, в том числе и фотовыставках. Слышал от старых фотографов, что чуть ли не главный их секрет удачного фото – это взять камеру, сделать максимальное количество кадров и просто выбрать потом нужное. Вы согласны с этим утверждением? Может поделитесь чем-то своим?

Дмитрий. Я не соглашусь с тем, что сделаешь тысячу кадров и потом отбирай лучшие, поскольку, процентов 90 снимков отдаю заказчикам и только 10 процентов – брак. Я знаю, что многие делают полторы-две тысячи фото на свадьбах и сто отдают.

HnBs3nVoLFA

Виктор. Разве это не логично?

Дмитрий. Для меня – нет. Мой рецепт – смотреть и думать в процессе съемки. И никакого автомата. Если человек называет себя фотографом и шлепает на автомате – он не фотограф, потому что это может сделать любой.

Алексей. Почти у каждого есть смартфон, и почти все в инстаграме фотографы.

Дмитрий. Я скажу больше: у каждого второго или третьего есть зеркальная камера – и не самая дешевая, и они себя не называют фотографами. Но если ты заявил о себе как о фотографе, то будь добр понимать, что ты делаешь. Ты должен очень быстро ориентироваться на местности, чувствовать и видеть кадр. Когда ты снимаешь на автомате, ты видишь то, что видит камера, а твой взгляд сильно отличается. Камера работает исключительно на контрастах и на свет. И из этого расчета она меняет настройки. Если ты хочешь снять, как видишь ты, понимаешь, что надо закрыть диафрагму, открыть диафрагму, увеличить-уменьшить выдержку, ИСО, поймать свет. Ручная работа делает фотографию творческой. Такой, какой ее видишь ты, плюс обработка. В репортаже иногда допускается автомат, когда скорость съемки совсем уж большая. У каждого фотографа должен быть свой стиль, своя фишка, и заказчик по портфолио выбирает того, у которого ему больше нравится.

Экзи. Дмитрий, бывало так, что вы выполнили заказ, а это не то, что хотел заказчик? Если да, то как вы из этого выкручивались? Ведь провал налицо.

Xp18JvtMPMg

Дмитрий. Разумеется, было, и я даже не припомню, в каком бородатом году. Это был один из моих самых крупных заказов. На тот момент первый рекламный заказ, в котором участвовали актеры, – это была реклама мебели. Комичная на самом деле ситуация, но она меня даже закалила в работе с заказчиками. У компании заказчика было два директора – муж и жена. Мы поговорили о том, что и как они видят. Они хотели, чтобы получилась мебель в контексте квартиры, где живет хорошая семья, как и положено, с детьми. Показать крепкую и отличную мебель. Опыта в такого рода съемках у меня тогда вообще никакого не было. Видел, конечно, что-то для себя запоминал, но на этом все. Начали работать, отсняли материал, отдали заказчику для просмотра, он остался доволен и даже очень. Проходит пара дней, ко мне является жена заказчика и устраивает мне разнос. Все плохо, некрасиво, не отображает нашу мебель, что за ужас вы наснимали! Как так можно?! И кто выбирал модели? Я посидел, послушал и спросил: «Кто меня заказывал?» Она говорит «муж». А мужу все понравилось…

Экзи. А для вас лично это не было провалом?

Дмитрий. Это был первый опыт в такой съемке, но не настолько, чтобы вообще. Возможно, имели место ошибки, но в основном работа была проделано хорошо. Клиенты были из ведущих поставщиков мебели, и нехорошая информация обо мне распространилась быстро. Да, заказов стало тогда заметно меньше. Такого масштаба неудач больше не было – я быстро учусь. Были просто клиентские обманы.

Алексей. С клиентами вопрос понятен. Бывают случаи, когда обманывают фотографы…

Экзи. Хотелось бы услышать именно ваши ошибки.

Дмитрий. Лично из-за меня провалов было два. Клиенты остались довольны, но я их считаю очень провальными. Не увидел свет, накосячил по настройкам, да и техника, бывает, подводит. Вытягивал на фотошопе. Если я не могу выложить фото в портфолио, для меня это съемка провальная, эти две были просто в хлам.

Виктор. Хотелось бы услышать от вас о самих идеях в фотографировании. Мы уже упоминали о кризисе этого в интернете, соцсети заполнены множеством фото откровенно с нулевым качеством идей съемки, пусть даже на хорошую камеру и с неплохой обработкой. Как приходит идея?

Дмитрий. Можно объяснить двояко. Поскольку я учусь у разных фотографов в основном технике съемки, как реализовать то, что ты хочешь и понимать то, что реализовать. Касаемо идеи, если речь идет о коммерческой съемке – процентов 90 это идеи клиентов, оставшиеся 10 процентов – это любо что-то совместное либо идеи фотографа. Если это съемка художественная, то тут все с точностью до наоборот.

Алексей. Вам приходилось рассматривать фото мастеров с мыслью: я не могу так снять, это слишком хорошо?

5au6RUs0RC0

Дмитрий. Я не буду называть имен, просто не помню. Но есть очень достойные работы. Однако на сегодняшний день нет такого, чтобы я сказал – я не могу так снять. Есть такие, что я бы сказал – я бы хотел так снять. Но здесь много возникающих моментов: как снять? С кем снять? Где сделать фотосет? И условия.

Экзи. Фотограф и модель наверно должны быть в тандеме, ведь не может такого быть, что модель плохая, а фотограф хороший  – и выходит идеальный снимок. Или все-таки может?

Дмитрий. Это общая работа. Результат дают оба – конечно, тандем. Есть такое понятие TFP, то есть каждый платит друг другу. Это система бартера своеобразная – фотограф платит модели за ее время, и наоборот – модель платит фотографу за фото. Никто в итоге не платит, но цель связки в работе достигается. Вот и получается – взять хорошую модель совместно с плохим фотографом на TFP почти невозможно.

Виктор. Система исключает слабое звено, понятно. Всегда деньги в итоге решают?

Дмитрий. Либо ты начинающая модель и такой же фотограф, либо хорошая модель и хороший фотограф. И да, время – деньги.

Виктор. Хорошее фото, как и картину или кино, зачастую по-настоящему может оценить только критик. Особенно при таком количестве желающих произвести что-то творчески. Как простому человеку оценить то же портфолио? И что если критик не прав? Меняется мода. Остается полагаться на собственный вкус? Мне кажется этого мало?

Алексей. Витя, я тебя разочарую. Обычный человек не поймет никогда. Разбирается только профессионал. О каких идеях ты говоришь? Это как в ленте фейсбука – листаешь и даже не заморачиваешься.

NIMF2HN-XPA

Экзи. А я не соглашусь. Есть те, которых очень даже замечаешь. Бывает – чем-то зацепило, просто не знаешь, чем точно. Хочется объяснений, а их нет…

Алексей. Я тебе открою секрет – искусство не для общей массы народа. Настоящее – для узкой прослойки людей. И хороший фотограф делает работу в первую очередь для себя, творит то, что нравится ему. У него имеется круг профессионалов-ценителей, но люди в общем смысле не оценят никогда.

Дмитрий. Тут вы меня спрашивали: бывает ли так, что я так не могу снять? Отвечу: все-таки бывает. Я был не прав. И я объясню. Иногда смотрю фото, вижу какие-то архитектурные съемки, пейзажи и могу сказать – так я никогда не сниму. Здесь дело в другом. Например, как актеры-комики в драме ни о чем, есть свой жанр, в котором ты поднаторел. То же самое и с фотографами: портретистами, репортажниками, пейзажниками. Имеются, конечно, универсалы, но их мало, и все подряд снимать качественно один человек не может. Я смотрю свою репортажную съемку и параллельно переключаюсь на ту, которую делают мои знакомые ребята. Могу сказать, у них получается лучше, хотя техника там хуже моей. Они могут видеть на репортаже то, чего не вижу я. То же самое касается пейзажей. А о портретной съемке часто слышу в свой адрес – мы бы хотели снимать, как снимаешь ты.

Исключительно внутренний мир фотографа во многом определяет качество картинки. Его взгляд, его видение, его понимание. Порядок такой: профессионализм, восприятие и итоговая картинка. Освоить профессиональную съемку технически может каждый, не всем удается видеть кадр – это уже талант. Понимаю, звучит как будто это совсем просто, но и талант надо развивать.

YULFr9unGGw

По поводу того, как отличить человеку хорошее от плохого, соглашусь с Алексеем – никак. В этом смысле мы живем в отвратительное время, когда хорошее, о чем не сказал критик, друг, либо масс-медиа – не является хорошим. Если о чем-то хорошем сказали, что это плохо, все будут говорить, что это плохо. Современное искусство, например, аукцион Сотбис. Там сказали – работа отличная, все классно. Стоит огромных денег, хотя это банальный кусок красной бумаги, который кошка подрала, может быть, случайно взбираясь на полку.

Алексей. На Сотбис провели эксперимент: картины известного автора показали детям и попросили нарисовать что-то подобное. Всех было 12 картин, и их продали максимум по 300 долларов. Среди них была картина известного художника. Этот счастливый покупатель перепродал ее за миллион.

Виктор. Тогда в пору уже задать вопрос: а есть ли вообще критерии профессионализма? У тебя появилась идея – и все равно, какая там студия, и безразлично, какая техника. Отснять материал на свой смартфон – и дело с концом.

Дмитрий. Для многих не секрет, что я хореограф в прошлом. Пока не было моих заслуг, махали рукой – мол, что он может. Как только появились достижения – заговорили иначе. Когда тебя оценили – ты герой.

Экзи. Просто на все нужно время.

Дмитрий. Теперь другой момент. Когда я был начинающим фотографом, сделал снимок с горящим скейтом – получилось удачно и реально его вспоминают по сей день. Но я понимал и знал, что делаю и чего хочу добиться. Сама съемка заняла много сил и времени, а мне постоянно говорят, что это фотошоп. Хотя там минимальная коррекция. Но самое главное – я не умел толком фотографировать на то время, однако стал хорошим фотографом. Честно говоря, я устал от хороших–плохих и хочу просто делать свою работу.

Алексей. Как-то один известный музыкант в интервью сказал, что поклонники его творчества находят в песнях то, чего он и не замечал. Кормильцев тоже говорил, что постоянно становится на место слушателя и отстраняется как автор.

ma5Ivi2tycI

Дмитрий. Был у меня один случай: мои фото были выставлены на одной из международных выставок. Жюри прислало комментарий, насколько я понимал английский – долго разбирался, что же они имели в виду. И дело совсем не в языке, как вы понимаете.

Виктор. В заключении хочется выделить понятие о случайном и почти сверхъестественном моменте фотографии. Из рассуждений собеседника мы уяснили то, что количество фото не совсем означает качество выбранных, и что труд и профессионализм, в основном, делают удачу, однако очень важно само восприятие художника. Но не станет же читатель отрицать “вспышку”, момент случайности, рока. Кстати, сие работает и на неудачу, такая случайность возможна и в минус.

Мы выслушали и вне всякого сомнения услышали Дмитрия, его понимание и познания в области фотографии. Хорошо, когда сходятся обстоятельства, время и случай. Еще лучше, когда твое фото узнают благодаря вложенному в него собственному восприятию мира.


0SjPUsr3i_Q

Фото: Дмитрий Понтелейко

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск