История дирижаблей уходит, как говорится, в глубь веков. Есть версия, что над проектом такого летательного аппарата мозговал еще сам Архимед! Впрочем, занимались ли античные греки воздухоплаванием, остается загадкой, повествует mlyn.by.
А вообще, изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Менье, который еще в самом начале девятнадцатого столетия намеревался смастерить упомянутый летательный апарат эллипсоидной формы. Управлять им предполагалось с помощью трех пропеллеров, которые должны были крутить вручную аж восемьдесят человек!
Среди последователей Менье значились Анри Жифар, Шарль Ренар и Артур Кребс, Альберто Сантос-Дюмон и другие инженеры и конструкторы. Однако именно граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин придал строительству дирижаблей такой размах, что они на какой-то период стали настоящими властелинами неба (кстати, началом эры таких летательных аппаратов считается первый полет экспериментального дирижабля Цеппелина LZ1, состоявшийся 2 июля 1900 года). Эти сигарообразные штуки активно перевозили пассажиров, участвовали в Первой мировой войне в качестве боевых машин, прокладывали путь к Северному полюсу.
Какие только страны не брались мастерить дирижабли! И Германия, и Франция, и Великобритания, и США, и Россия. Необычайно широкое развитие дирижаблестроение получило и в Советском Союзе: в двадцатых-тридцатых годах прошлого века оно превратилось в одну из важнейших отраслей промышленности. Это и понятно: упомянутые летательные аппараты для страны с такими колоссальными размерами представлялись отличным средством воздушного транспорта.
Дирижабли строились в СССР как за бюджетные средства, так и за народные деньги. Их сбор был организован во всех союзных республиках. Естественно, и в Беларуси. В том числе и на территории современной Солигорщины — бывших Старобинском и Краснослободском районах. Так, в старобинской «районке» «Калгаснік» от 20 апреля 1931 года сообщалось, что «…ученики второй и третьей групп Старчицкой ШКМ собрали на строительство дирижабля “Клим Ворошилов” семь рублей и пятьдесят копеек». Сумма по тем временам довольно значительная (кстати, этот дирижабль так и не построили).
Может быть, кто-то думает, что люди сбрасывались на то, что никогда не видели? Так ошибаетесь! Видели, и не раз! Воспоминания очевидцев записал в свое время ныне уже покойный замечательный солигорский краевед Владимир Масаковский. Вот что, например, рассказал Владимиру Геннадьевичу уроженец деревни Гадень (Зеленый Бор) тогдашнего Старобинского района Иван Никифорович Козловский 1931 года рождения:
— Это было летом. Дирижабль пролетал тогда, когда Гадень была еще раскинута по хуторам. «Стаскивать» хутора в село начали в 1939-м. Значит, тот полет произошел где-то в середине тридцатых. Мой отец Никифор Фаустович всегда просыпался раньше остальных и занимался хозяйством. Так было и тогда. Хлопоча во дворе, папа случайно увидел в небе странный летательный апарат, быстро разбудил всю семью и показал это небесное чудо нам. Дирижабль плыл на зорьке: солнце еще только начинало подниматься над лесом. Та сигароподобная машина двигалась примерно в полукилометре от нашего хутора и на высоте не более километра — со стороны Долгого в сторону Обидемли. Мы хорошо рассмотрели и гондолу под брюхом дирижабля, и лопасти, которые сообщали скорость аппарату.
Возможно, это был один из мягких дирижаблей — СССР В-1, СССР В-2 «Смольный» или СССР В-3 «Красная звезда», построенных в тридцатых специализированной организацией «Дирижаблестрой». Они как раз и предназначались для учебно-агитационных полетов по Советскому Союзу, а также для накопления опыта использования таких летательных аппаратов в народном хозяйстве.
А вот что вспоминал уроженец местечка Погост тогдашнего Старобинского района Николай Потапович Янчик 1930 года рождения:
— В тот день в конце тридцатых годов мы пасли коров на пастбище за Погостом. Я тогда был мальчишкой лет десяти. Когда я увидел дирижабль, он летел как раз над нашим местечком. Это была продолговатая штуковина с хвостом на конце. Снизу крепилась корзина с людьми. После говорили, что один такой дирижабль навернулся где-то между Слуцком и Радково. Он вроде парил в сторону Лядно.
Ну, навернулся или не навернулся, точно неизвестно. Впрочем, действительно, те летательные аппараты были транспортом довольно опасным. И крупная катастрофа с дирижаблем «Гиндебург» в Америке положила конец эре такого воздухоплавания. Хотя, почему «положила»? Дирижабли строятся и сейчас. И применяются в разных областях. Так, например, пару лет назад в прессе мелькало сообщение, что в Военной академии Беларуси начали проектирование многоцелевого дирижабля разведывательного дозора. Вот и выходит: история этих летательных аппаратов продолжается!
Сергей Квиткевич
Комментарии