В средней школе №6 Солигорска появился тренажер, который учит детей правильной эвакуации в случае пожара

В средней школе №6 Солигорска появился тренажер, который учит детей правильной эвакуации в случае пожара. Для райцентров Минщины это уникальный кабинет, аналог есть только в Минском областном центре безопасности жизнедеятельности, организованном в Борисове. В комнате-лабиринте воссоздана атмосфера горящего здания — полностью задымленные помещения, рев сирены и мигание стробоскопа, сообщает mlyn.by.

Главное — без паники!

По легенде, в торговом центре Солигорска произошел пожар. Оказавшиеся в задымленном здании дети и пара взрослых должны как можно скорее выбраться на улицу. Жутко звучит? А на деле еще страшнее. Длинные запутанные коридоры, все заволокло густым дымом, даже фонарик в мобильном телефоне не помогает рассмотреть дорогу. Над головой разрывается пожарная сирена, а мигающий стробоскоп нагоняет панику. Пробираемся наощупь, по стенам, пригнувшись и закрыв свободной рукой нос и рот. Вдруг те, кто двигался впереди, останавливаются и бегут обратно — в дымовой завесе растерянные дети заблудились и не нашли выхода. Кто-то упал, кто-то стал прорываться сквозь толпу, создавая еще большую толчею… Стоп — сирена стихает, свет загорается, дым рассеивается. Тренажер-лабиринт «Безопасная эвакуация из задымленного помещения» останавливает работу для «разбора полетов».

Школьники под впечатлением. Поход в лабиринт, который всего неделю назад открылся в их школе, казался увлекательной игрой. На деле все оказалось очень серьезно: никакие кинотеатры 5D или очки виртуальной реальности не сравнятся с ощущениями, которые приходится пережить наяву.

— Конечно, в тренажере-лабиринте детям не грозит реальная опасность. Дым в лабиринте абсолютно безвреден — он из такой же машины, что работает в ночных клубах, а сирена и стробоскоп включаются и выключаются по нашему желанию. Однако условия, которые созданы в этой комнате, максимально приближены к реальным, возникающим во время пожара, — объясняет Екатерина Узгорок, инспектор группы пропаганды и обучения Солигорского РОЧС. — Это не просто лекция, где школьникам рассказывают, как себя вести в той или иной ситуации, — там зачастую дети слушают вполуха и забывают новую информацию на следующий же день. Это погружение в другую реальность, благодаря которому полученные знания останутся на долгие годы. Можно сказать, телесная память.

После того как первый шок немного проходит, интересуюсь у детей, как они себя чувствовали в задымленном лабиринте.

— У нас началась паника, потому что ничего не видно, громкие звуки сирены сбивают с толку, узкие коридоры путаются. Куда идти, не знаешь. Даже какой-то страх охватывает, — признаются ребята.

— Не опасно ли для впечатлительного ребенка входить в такой реалистичный тренажер? — спрашиваю у Екатерины Узгорок.

— Конечно, нет. Для детей нова такая атмосфера, они в ней теряются, но со временем берут себя в руки, успокаиваются и начинают действовать. Пусть им придется два, три, четыре раза войти в лабиринт, но в итоге они примут правильные меры и выберутся из комнаты, преодолев самую главную преграду — панику. И если, не дай бог, кто-то из ребят попадет в экстремальную ситуацию в реальной жизни, они смогут действовать спокойно и решительно, условия пожара не станут неожиданностью. Они смогут спасти себя и, уверена, помочь другим, — не сомневается инспектор группы пропаганды и обучения Солигорского РОЧС.

Когда задействованы все чувства

Вторая попытка преодолеть лабиринт проходит с бόльшим успехом. Перед входом тщательно изучаем план эвакуации, повторяем первые и самые необходимые правила поведения при пожаре, написанные на стенах кабинета. По задымленным коридорам тренажера идем без спешки, держась друг за друга и не забывая время от времени отслеживать направление по стрелкам, прикрепленным на стенах. До выхода добираемся самостоятельно, без помощи инструктора. Вот она, наша маленькая победа!

— Тренажер интересен не только детям, но и взрослым. Как показывает практика, не каждый может сориентироваться в замкнутом пространстве, наполненном дымом. Поэтому рекомендовать для прохождения такой лабиринт советую всем, — отмечает директор СШ №6 Петр Бобровник.

Для людей постарше и тех школьников, кто научился хорошо ориентироваться в лабиринте, инструкторы придумали квест. Во время тренировочной эвакуации нужно не просто быстро и правильно выйти из задымленного помещения, но и отыскать спрятанный в нишах мобильный телефон для вызова спасателей, а также вывести наружу ребенка, который затерялся в лабиринте.

— Этот тренажер пока единственный не только в Солигорском районе, но и практически во всей области. Так что здесь побывают не только наши ученики, но и учащиеся других школ города и района. А если посетить его захочет кто-то из соседних регионов — мы не против, — поясняет Петр Николаевич.

Екатерина Узгорок убеждена: в ближайшем будущем такие тренажеры должны появиться в каждом районе, потому что это самый эффективный способ обучения правилам безопасности.

— Это не лекция, где просто слушаешь, не фильм, где просто смотришь на экран, и даже не экскурсия в пожарную часть, где тебе дадут подержать огнетушитель. Здесь задействованы все органы чувств, здесь все практически как в жизни, — объясняет инспектор группы пропаганды и обучения Солигорского РОЧС.

Инновационный центр безопасности

Тренажер-лабиринт — не первое приобретение школы №6 в стремлении обучать детей правилам безопасности жизнедеятельности. В январе 2018-го на базе этого учреждения образования был создан районный центр инновационной безопасности — первый в области. Позже подобные центры появились во многих городах и районах.

Инновационный центр оснащен всем необходимым оборудованием, с помощью которого удается моделировать разнообразные ЧП и отрабатывать навыки безопасного поведения. Один из самых любопытных тренажеров — имитация озера, где под лед провалился ребенок. Механические льдины издают характерный треск, а манекен детским голосом начинает звать на помощь. Школьники тут же бросаются спасать ребенка, но искусственные плиты льда под тяжестью толпы начинают «обваливаться».

Если бы все это происходило наяву, под лед ушли бы все участники «спасательной операции». К счастью, на тренажере все можно переиграть. И вот уже наученные горьким опытом школьники выбирают одного смельчака, который аккуратно, по всем правилам, ползет к «тонущему ребенку».

С помощью найденной неподалеку от тренажера хоккейной клюшки удается спасти «утопающего». В это время другие дети уже звонят в «скорую» и МЧС.

— Сначала рассказываю спасателям, что произошло, потом называю адрес, представляюсь, сообщаю свой телефон. Важно говорить коротко и ясно, потому что важна каждая секунда, — объясняет свои действия девочка.

Конечно, телефон, по которому школьница звонила в службу спасения, не настоящий, так же как и разговор со спасателем — это всего лишь запись. Однако для детей подобные практические занятия — прекрасная возможность овладеть необходимыми алгоритмом действий в чрезвычайной ситуации, в которой даже взрослые порой теряются.

Правила безопасности жизнедеятельности ученикам школы №6 Солигорска начинают преподавать чуть ли ни вместе с алфавитом, чтобы даже младшие школьники были готовы к любым ударам судьбы. Главная «фишка» такого обучения — комната дополненной реальности, оборудованная специальными планшетами. Она представляет собой обычную городскую квартиру, где то и дело возникают какие-нибудь экстремальные ситуации: загорается чайник, происходит короткое замыкание, прорывает трубу на кухне. Задача детей — справиться с каждым из виртуальных происшествий.

— Такие планшеты очень эффективны в образовательном процессе. Сейчас время гаджетов, дети только рады кнопки понажимать, а тут это еще и пользу приносит, — объясняет Екатерина Узгорок. — Конечно, дети играют, но в процессе из этой игры они выносят очень важную информацию. Например, учатся пользоваться огнетушителями, оказывать первую помощь пострадавшим. Некоторые дети приходят домой и рассказывают мамам и папам такое, чего даже сами родители не знали.

Кое-кому из учеников знания, полученные в инновационном центре, уже успели пригодится. Например, четвероклассник Марк Тройнич однажды помог родителям справиться с пожаром. В квартире у мальчика загорелся счетчик, ребенок быстро сориентировался, как вызвать пожарных, так что распространения огня удалось избежать.

— Инновационный центр безопасности используют не только наши ученики. Есть график, согласно которому его посещают все школьники Солигорского района. В прошлом году здесь побывали все 5-е и 6-е классы, в нынешнем очередь 7-х и 8-х, — рассказывает заместитель директора СШ №6 Солигорска Надежда Галич.

В ближайшие годы Солигорский инновационный центр безопасности планируют пополнить новыми кабинетами. Например, создать площадку для отработки знаний ПДД — с дорожными знаками, разметкой, игрушечными машинками. А также организовать комнату виртуальной реальности, где при помощи очков дети смогут очутиться в той или иной чрезвычайной ситуации.

Дополнительно

В 2018 году в Солигорском районе произошло 87 пожаров, которые привели к гибели 5 человек. Несовершеннолетних среди погибших и пострадавших не было, но были факты угрозы жизни и здоровью детей. Так, 25 августа 2018 года в пожарную часть поступил звонок о задымлении в одном из домов по улице Набережной. В ходе выяснения обстоятельств было установлено, что оставленный без присмотра трехлетний ребенок включил электроплиту, на которой лежало кухонное полотенце. Оно загорелось, но удалось избежать дальнейшего распространения огня.

Екатерина Сурма

Фото автора

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск