Слуцкие синагоги

Впервые постоянное еврейское население на территории Великого Княжества Литовского появилось в конце XIV в., но наиболее массово заселение его границ происходило в течение XV–XVI веков. Миграция шла из Германии через Польшу. Их общины основывались, прежде всего, в городах с Магдебургским правом. По социальному статусу евреи приравнивались к свободным мещанам. К концу XVI в. у них сложилась кагальная форма жизни общин. В местах поселений организовывались молитвенные дома, также строились и специальные «места собраний, молитвы и вероучения» – синагоги, которые, как правило, отличались своими архитектурными особенностями. Сначала они были деревянными. Первые каменные синагоги в Беларуси возведены в Бресте (1568) и Гродно (1578) [1].

На архитектуру синагог всегда влияли традиции местного строительства и стили европейской архитектуры – ренессанса, барокко, классицизма. Законом Речи Посполитой в XVI–XVII веках требовалось, чтобы видом синагоги не напоминали христианские храмы и не были выше, чем их [2].

Из истории Слуцкой общины

Драўляная і мураваная сінагогі на Школішчы. Фрагмент плана Слуцка канца ХVIII ст.Первые упоминания о евреях в Слуцке относятся ко второй половине XVI в. Например, в документе 1582 года о разделении города и княжества между тремя братьями Олельковичами в соответствии с завещанием их отца, составленном в 1570-е годы, евреи упоминаются как арендаторы таможни [3]. Сначала это были временные жильцы – торговцы и арендаторы. В начале ХVII в. была официально основана слуцкая община, которая в 1623 году решением Литовского Ваада (сейма раввинов и представителей главных общин страны) была подчинена Брестскому кагалу. Для проживания ей было выделено место в Старом городе, которое ограничивалось улицей Копыльской, городским валом и речкой Бычок. Посередине квартала имелась площадь, где стояла синагога. На планах города конца ХVIII – начала XIX веков показаны две синагоги: одна старая деревянная, вторая новая каменная. При них были учебные помещения – школы. Поэтому и сами синагоги назывались школами, от них и еврейский квартал получил название Школище [4]. Главной улицей квартала была Еврейская, она вела от площади в сторону Старого замка. В XIX в. её называли Школьной, в первой половине ХХ в. – Бобруйской, сейчас ей примерно соответствует улица Парижской Коммуны.

В XVII в. слуцкая община была малозначимой, а жители были бедными. Известны неоднократные большие финансовые займы общины у иезуитов [5].

В 1691 г. слуцкая община была объявлена самостоятельной и наряду с другими главными общинами страны получила право отправлять своих депутатов на сессии Ваада.

Начиная с конца XVI в. евреи начали селиться также в Копыле, посёлках Тимковичи, Романово, Грозово, Погост, Любань, Глуск, Старые Дороги, в деревнях.

Каменная синагога на Школище. Рис. И.ТитковскогоВ течение XVIII в. слуцкая община становилась более сильной и богатой, в конце концов, превратилась в одну из главных в Литве. Образовался самостоятельный Слуцкий кагальный округ, в который входили общины Тимкович, Копыля, Глуска и другие. В 1761 г. в Слуцке проводилась очередная сессия Литовского еврейского сейма – Ваад [6].

Доля еврейского населения города в XVIII в. увеличивалась и в конце его составляла 37 % из числа жителей города. Со 2-й половины XIX в. было 50 %, а в конце XIX – начале ХХ – более 77 % [7].

Как свидетельствуют исторические источники, в 1800 г. в Слуцке было четыре синагоги и несколько деревянных молитвенных домов в разных частях города [8]. В 1862 г. имелось одна каменная, четыре деревянные синагоги и шесть каменных молитвенных домов [9]. В 1880-е годы построена каменная хоральная (главная) синагога на углу улиц Виленской и Садовой [10].

Деревянная синагога на Школище

На планах Слуцка конца XVIII – начала XIX веков деревянная синагога на Школище показана как здание с приближенным к квадрату прямоугольным планом. Официальное существование общины с 1620-х годов является свидетельством того, что и упомянутая синагога могла появиться в те же времена. На планах города 1810-х годов она ещё встречается, на более поздних – уже нет. Описаний её вида не обнаружено.

Каменная синагога на Школище

Міхаіл Філіповіч. Эцюд харальнай сінагогі ў Слуцку. 1925 г.Каменную синагогу называли холодной. Она возведена в конце XVIII в. на средства богатого купеческого рода Изерлисов: Аврама и его сына Евны [11]. В плане имела вид прямоугольника, а по площади была в два раза больше деревянной синагоги, которая находилась неподалёку. Покрывала здание двускатная крыша. Широкие торцевые стены главного и тыльного фасадов завершали фигурные трёхлопастные фронтоны. Посередине фронтона главного фасада имелось круглое окно (люкарна), на фронтоне тыльного фасада – три меньших круглых окна и широкая арочная ниша над ними. По верху стен проходил профилированный карниз. Здание, кроме главного фасада, по периметру окружала невысокая крытая пристройка с прямоугольными оконными и входными проёмами. Там располагались магазины и учебные классы. Стены основного объёма выше пристройки прорезают вытянутые вверх лучковые оконные проёмы. Главный фасад с входом посередине выделялся двумя мощными валютами, которые поддерживали ритм изогнутых линий фронтона. С их помощью делался плавный переход от стен главного объёма к пристройкам, усиливался декоративный эффект фасада. В общих чертах слуцкая холодная синагога соответствовала традиционной архитектурной схеме, которой с XVII в. придерживались при строительстве синагог в ВКЛ и Украине (например, синагоги в Вильнюсе, Слониме, Пинске, Новогрудке, Луцке, Львове). По архитектуре она относилась к памятникам позднего барокко [12].

Хоральная синагога

Каменная хоральная (главная) синагога была возведена во второй половине XIX в. на углу улиц Виленской и Садовой. В «Памятной книжке Минской губернии» за 1860 г. она не упоминается, а составленный в 1887 г. план части Слуцка свидетельствует, что в то время уже существовала [13]. Представляла прямоугольный в плане объём, покрытый двускатной крышей с причёлком. Стены здания прорезают вытянутые вверх арочные оконные проёмы. Внешним элементом декора являлся чёткий по рисунку карнизный пояс, в ломаную линию которого включались надоконные сандрики. Вход был со стороны улицы Садовой. Интерьер (по поздним описаниям) делился на основную часть, вестибюль и расположеные симметрично по бокам его два дополнительных помещения.

Двадцатый век

Хоральная синагога. План.После революции синагоги закрывались. Последней в 1936 г. была закрыта синагога, которая находилась в конце улицы Льва Толстого (бывшей Юрьевской).

Здание хоральной синагоги по улице Садовой переоборудовали под кинотеатр «Родина». Фильмы здесь шли как при Советской власти, так и после оккупации города немцами, изменилась лишь пропагандистская тематика. В 1944 г. здание было разрушено отступающими из города немецкими войсками [14].

В здании холодной синагоги на Школище до войны действовала городская хлебопекарня. Застройку Школища, на территории которого немецкие захватчики создали гетто, разрушили во время карательной операции в феврале 1943 г. [15] Тогда была разрушена и холодная синагога.

На протяжении второй половины ХХ в. количество еврейского населения Слуцка уменьшалось. По данным за 2000 год, в городе проживало 168 евреев – 0,3 % от числа всех жителей [16]. В 2008 г. количество уменьшилось до 120, в конце 2009 года, как свидетельствует Национальный статистический комитет, было 64 человека.

С 1990-х годов действуют зарегистрированная иудейская религиозная община «Шайка Цегелим» и община прогрессивного иудаизма «Гешэр», а также общественное объединение «Помни».

 

Игорь ТИТКОВСКИЙ
Перевод – Владимир ХВОРОВ

На заставке – Михаил Филиппович. Этюд хоральной синагоги в Слуцке. 1925 г.

1. Трусаў А. Беларускія сінагогі // Беларуская мінуўшчына. 1996. № 3, с. 48.

2. Бацяеў В. і інш. Сінагога. ЭГБ, т. № 6, кн. 1, Мн., 2001, с. 301.

3. Памяць. Слуцкі раён, Слуцк. Кн.1, Мн. 2000, с. 53.

Трайчанский архив. Минская старина. Вып. 4, 1913, с. 4–5.

Иоффе Э.Г. Страницы истории евреев Белоруссии. Мн., 1996, с. 25.

4. Планы г. Слуцка. НГАБ ф. 1477, воп. 1, спр. 2877, 2878.

Пятроўскі Ян. Мемуары. Т. № 1. Гайнэсвіль. 1988, с. 13.

5. Блинова Т. Иезуиты в Белоруссии. Мн. 1990, с. 41, 53.

6. Гісторыя Беларусі ў дакументах і матэрыялах. Мн., 1936, с. 635.

Иоффе Э.Г. Страницы истории евреев Белоруссии. Мн., 1996, с. 25, 29, 30.

7. Чепко В.В. Города Белоруссии в первой половине ХІХ века. Мн. 1981.

Серно-Соловьевич Ф.Ф. Древнерусский город Слуцк и его святыни. Вильно. 1896, с. 1.

Иоффе Э.Г. Страницы истории…, с. 60.

Кіпель Я. Яўрэйскае гарадское насельніцтва Беларусі ў 1897–1926 гг. Беларусіка. т. № 4, Мн.1995, с. 77–78.

8. Грицкевич А.П. Слуцк. Историко-экономический очерк. Мн., 1970, с. 35.

9. Зеленский И. Материалы для географии и статистики России, сост. офицерами ген. штаба. Ч. 2, Минская губерния. СПб, 1864, с. 676.

10. План части Слуцка, составленный в 1887 г. НГАБ, ф. № 22, воп. 2, спр. 9.

11. B.J.K. Wspomnienia o Siucku. Gniezno. 1905. с. 47.

12. Янкавічэне А. Вялікая сінагога ў Вільні. Помнікі мастацкай культуры Беларусі эпохі Адраджэння. Мн. 1994, с. 185.

Памяць. Слуцкі раён, Слуцк. Кн. 2, Мн. 2001, с. 510.

13. Памятная книжка Минской губернии на 1860 г. Мн., 1860.

План часткі г. Слуцка. НГАБ, ф. 22, воп. 2, спр. 9.

14. Грицкевич А.П. Слуцк. Мн. 1960, с. 49.

15. Лемяшонак У. Дакументы сведчаць. Памяць. Слуцкі раён, Слуцк. Кн. 1, Мн., 2000, с. 312.

16. Колькі нас? Хто мы? // Слуцкі край, 16 лютага 2000.

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск