Первой машиной на Минщине владели Радзивиллы

В последние выходные октября Беларусь и некоторые страны постсоветского пространства традиционно отмечают День автомобилиста и дорожника. Где и когда появилось первое колесо, в каком году запатентована самоходная машина, а также сколько сейчас автомобилей на Минщине — в материале МЛЫН.BY

В течение всей истории своего существования человек так или иначе искал быстрые способы передвижения на дальние расстояния. Это стремление подтолкнуло его к изобретению колеса. Согласно историческим сведениям, первые упоминания о предмете, похожем на ключевую часть автомобиля, относятся к временам до нашей эры (примерно 7 тысяч лет назад). Находку обнаружили румынские археологи в 1981 году на территории жудеца (области) Яссы.

С течением времени предметы, похожие на колеса, научились делать во всем мире. Древняя Месопотамия, современные территории Венгрии, России, Германии, Швейцарии — в этих регионах изобретение круглого диска освоили еще во времена бронзового века.

Правда, одного колеса было недостаточно для передвижения человека и грузов. Древние умы искали возможности рационального использования нового предмета. Точного времени изобретения прототипа телеги история не указывает, но многочисленные ученые в своих исследованиях утверждают, что уже 5-6 тысяч лет назад человек использовал повозки для различных хозяйственных целей.

Следующий толчок эволюции колесного транспорта пришелся на конец XVIII века. Именно тогда сразу в нескольких странах были сконструированы прототипы автомобилей — их еще называли самокатными повозками. Двигатели функционировали с помощью пара.

Осенью 1860 года выдающийся немецкий конструктор Николаус Аугуст Отто запатентовал первый газовый двигатель внутреннего сгорания, построенный на основе изобретения французского механика Этьена Ленуара. Фактически этот шаг — создание компактного двигателя на жидком топливе — сыграл важную роль в появлении автомобилей в современном виде.

В 1885 году в Германии собран первый бензиновый двигатель и запатентована первая «самоходная повозка». Эти события положили начало массовому автомобилестроению. Уже к 1900 году легковые машины производили во многих странах мира, а в 1903-м заработал завод, выпускавший известный Ford. На этом же производстве впервые опробовали метод конвейера, что позволило значительно снизить цену готовой продукции.

В Беларуси первая машина появилась незадолго до наступления ХХ столетия — в 1895 (по другим данным – в 1896-м) году. Автомобиль французского производства «Панар-Левассор» рассекал по узким улочкам Минска. Машина получила прописку в Несвиже (точная дата, к сожалению, неизвестна). И вряд ли стоит удивляться, что ее владельцами были Радзивиллы – представители одной из богатейших династий в истории Беларуси. В целом до начала Первой мировой войны в частной собственности насчитывалось до 20 автомашин.

Кровопролитная война и последующие за ней социальные и политические потрясения, как ни странно, только повысили автомобилизацию страны. Уже тогда различные машины использовались на вооружении армии, а проходящий через всю Беларусь фронт стал местом массовой дислокации  техники. Для белорусских городов 20–30-х годов прошлого столетия легковой и грузовой автомобиль уже не был диковинкой, однако оставался недоступным большинству населения — ими в основном владели армейские и иные госстуктуры, а также партийная элита.

Стремительное распространение автомобили получили после Великой Отечественной войны. В БССР наладили производство грузовиков. К семидесятым советские легковушки были у многих граждан. По сути, используя крылатое выражение, автомобиль перестал быть роскошью и стал средством передвижения.

Но самую серьезную волну автомобилизации Беларусь, равно как и Минщина, начала переживать в новом тысячелетии, и продолжается она до сих пор. На смену двигателям внутреннего сгорания постепенно приходят экологические электрокары. Однако суть остается неизменной: автомобиль –необходимый и доступный атрибут жизни для представителей практически каждого слоя общества. И количество машин из года в год неуклонно растет.

Александр НОВОХРОСТ

Инфографика: Кристина ЛАЗОВСКАЯ

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск