Одно из старейших зданий Слуцка нуждается в защите

Несмотря на 900-летнюю историю, Слуцк совсем не богат памятниками архитектуры: официально их всего четыре. Самые старые из сохранившихся построены в XVIII веке. Причем одно из них не имеет официального статуса, а значит, может быть разрушено, если станет не нужно нынешнему владельцу.

Речь идет о бывшем жилом корпусе монастыря бернардинцев. Окна его давно замурованы и скрыты под несколькими слоями штукатурки и побелки, а само здание накрыто современной крышей. Да и каких архитектурных излишеств можно ждать от помещения маслобазы, которым теперь является одно из старейших зданий Слуцка?

В чем проблема?

Казалось бы, что может угрожать бывшему монастырю? Однако в 2005 году город лишился здания земской больницы XIX века. Во время подготовки к «Дажынкам» на его реставрацию не нашлось денег, у больницы не было статуса историко-культурной ценности, поэтому чиновники приняли решение о ее сносе.

Вместе с ней тогда был снесен и дом коммерсанта Файнберга, датированный также XIX веком. Возмущения общественности не помогли. Здания разрушили, и память о них осталась только в документах и статьях.

И если, к примеру, руководство маслобазы решит, что здание обветшало и на его месте неплохо бы построить новое, ничто не сможет защитить одно из немногих свидетельств старины древнего города, в котором и так почти не осталось памятников архитектуры.

Внешний вид жилого корпуса монастыря бернардинцев в советское время

Куда все делось?

Принято считать, что в обезличенности многих белорусских городов виновата Великая Отечественная война, которая катком прошлась по стране. Доля правды в этом есть — в войну было разрушено около 80% застройки города.

Однако это не единственная причина, по которой Слуцк лишился очарования старинных улочек, украшенных церквями в стиле барокко.

До второй половины XIX века Слуцк — жилые дома, дворцы, многочисленные церкви — был преимущественно деревянным. Даже в первом упоминании о городе в «Повести временных лет» говорится, что его сожгли. С тех времен Слуцк горел и снова отстраивался, пожары уничтожали иногда целые кварталы.

Огонь уничтожил не все памятники. В 1909 году автор альманаха «Минская старина» Андрей Снитко посетил город и позже написал о нем в своем очерке так: «Слуцк со своими деревянными церквями — это настоящий музей». Однако к 1940 году от «музея» осталось всего две деревянные церкви: Варваринская (позже сгорела и не была восстановлена) и Свято-Михайловский собор, единственный сохранившийся по сей день. Все остальные разобрали или переоборудовали под другие нужды, ведь они не вписывались в атеистический курс советской власти.

Была в городе и каменная застройка: костелы, церкви, монастыри, синагога, жилые дома. Часть культовых построек сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Но из-за тех же «идейных соображений» разрушенные здания не стали восстанавливать, а разобрали как руины.

Не щадили и пригодные для использования здания, например Бернардинский костел, который находился рядом с ныне сохранившимся жилым корпусом монастыря. Его разрушили уже в послевоенное время, несмотря на достаточно хорошее состояние.

Костел святого Антония, который до середины XX века располагался возле жилого корпуса бернардинского монастыря

В начале восьмидесятых годов за одну ночь снесли капличку, памятник каменной архитектуры середины XIX века. Ее уничтожили, несмотря на то что минские архитекторы незадолго до этого сделали проект регенерации исторического ядра города и капличка определялась в нем как памятник архитектуры. Место, на котором она находилась, пустовало долгое время.

Еще одну часть городского облика стерли во имя новой застройки. Так, в середине восьмидесятых во время возведения пристройки к «Дому торговли» снесли прекрасно сохранившееся дореволюционное здание гостиницы «Бристоль». А чтобы построить многоэтажные дома в центре города, уничтожили целый жилой квартал XIX века. Теперь на его месте красуются три типовые девятиэтажки.

Относиться бережно и внимательно

Все это привело к тому, что теперь в Слуцке осталось всего четыре памятника архитектуры, имеющих официальный статус, причем только два из них датированы XVIII веком. Жилой корпус бернардинского монастыря не входит в их число.

— Любой старый город должен сохранять видимые объекты своей древности, а в Слуцке до последнего времени многие здания разрушались. Поэтому к сохранившимся памятникам нужно относиться особенно бережно и внимательно, — говорит историк и краевед Игорь Титковский.

Тем более что бывший жилой корпус бернардинского монастыря, возможно, самое старое каменное здание Слуцка. Ведь с ним по возрасту может конкурировать только бывший Дом дворянского собрания, в котором теперь расположен краеведческий музей.

— Монастырь начали строить в 1793 году, музей — примерно в это же время. Упоминаются две даты начала строительства: 1789 или 1798, — поясняет Игорь Титковский.

Краевед подчеркивает, что бывшему бернардинскому монастырю должен быть присвоен статус историко-культурной ценности, что поможет его сохранить, ведь этот памятник связан с религиозными, военными и культурными страницами истории города.

Жилой корпус монастыря бернардинцев, вид изнутри

Очень любил Слуцк

Монахи-бернардинцы не только подарили городу один из памятников архитектуры, но и приложили руку к созданию местного бренда — слуцкой бэры.

Этот легендарный сорт груш ранее был известен почти как слуцкие пояса. Его экспортировали во многие города и страны, например в Америку. Бернардинцы вывели этот сорт в своем саду, тем самым подарив слутчанам еще один повод для гордости.

По воспоминаниям современников, в XIX веке в костеле хранилось сердце князя Иеронима Радзивилла. Он умер в Польше, где и был похоронен, но сердце его отвезли в Слуцк, который он очень любил.

Исторический центр

А на территории монастырского кладбища был похоронен Леон Маджарский, руководитель фабрики Слуцких поясов.

— Именно при нем слуцкая персиарня (мануфактура по производству поясов. — Ред.) получила европейское признание, а Слуцкие пояса обрели всемирно известный вид и характер. Так как здание хорошо сохранилось, его можно было бы отреставрировать и передать под культурное учреждение, а на его территории поставить памятник Леону Маджарскому, — рассуждает собеседник.

По словам Игоря Титковского, в Беларуси есть примеры, когда памятники восстанавливали с нуля: в Минске и Могилеве отстроили ратушу, а в Витебске — Успенский собор и Рынковую церковь. И если рядом с корпусом монастыря отстроить стоявший рядом костел, город вновь обретет «архитектурный ансамбль, который ранее формировал исторический центр Слуцка».

Реставрация и тем более восстановление костела — дело отдаленной перспективы, но, судя по примеру других городов, не такое фантастическое, как кажется. Но для начала зданию нужно присвоить официальный статус. Cделать это, как показывает практика, вполне реально.

Брать и делать

По словам председателя Общества охраны памятников истории и культуры Антона Астаповича, за последние десять лет более тридцати объектов в Беларуси получили статус историко-культурной ценности. Такой статус здания получили по предложениям Общества.

— Гэта ўсе рэальна, проста трэба браць і рабіць. У нас любая юрыдычная і фізічная асоба, згодна з заканадаўствам, мае права падаць прапанову аб наданні статусу. Як складаць прапанову і што ў ёй павінна быць — гэта ўсё      прапісана ў Кодэке аб культуры , — поясняет Антон Астапович.

Этим правом решили воспользоваться участники слуцкой гражданской инициативы. 12 октября они направили письменное обращение в Министерство культуры Республики Беларусь и в Минский облисполком с просьбой придать зданию статус историко-культурной ценности.

— Абавязак кожнага грамадзяніна, у тым ліку і дзяржаўнага служачага, захоўваць гісторыка-культурную спадчыну. Таму мы разлічваем на станоўчы адказ. Але, калі наша прапанова будзе праігнараваная, мы прыцягнем увагу жыхароў Случчыны да гэтай праблемы і разам зробім грамадскую кампанію, каб выключыць магчымасьць знішчэння гэтага будынка, — говорит участница инициативы Алина Нагорная.

Дополнительно

Бернардинцы пришли в Слуцк в XVII веке и были одними из первых монахов-католиков в городе. Сначала богослужения проходили во временной часовне, позже были возведены деревянные монастырский корпус и костел святого Антония Падуанского.

В 1793 году началось строительство каменного здания жилого корпуса. Именно оно и осталось до нашего времени. В начале XIX века деревянный костел сгорел, а на его месте возвели новое каменное здание. Оно находилось совсем рядом с монастырем: костел соединялся с ним арочным проемом.

После восстания 1832 года, которое поддержала значительная часть католических священников, монастырь закрыли. Костел переоборудовали под православную церковь, а здание монастыря использовали как казарму русских казаков. Когда казаки ушли из города, храм опустел. В середине XIX века костел вернули католикам, службы здесь проходили до 1933 года, а в 1950-х годах его снесли.

После революции здание монастыря использовали как уездный военкомат, а позже — военный госпиталь. Во время Второй мировой войны немцы использовали монастырь как бомбоубежищее, а после освобождения города в бывшем монастыре обустроили маслобазу, которая работает здесь до сих пор.

Ольга ШУМАНСКАЯ/ Млын.

Фото: «Наследие Слуцкого края», а также из личного архива Алины Нагорной

 

Как выглядел костел в Слуцке. Видео 1941 года

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск