Церковь Архангела Михаила в Слуцке

Церковь Архангела Михаила. 2011 г. фото - В.ХворовНародное предание, которое в городе сохранялось до начала ХХ в., время основания Михайловской церкви относило к XIII в. [1] Историк Иван Глебов опирается на сведения, что Михайловская церковь на Острове существовала в XIV в. [2] Первая точная дата, которая отмечена в документах несвижского архива князей Радзивиллов, относится к 1392 г. [3] Церковь архангела Михаила не раз упоминается в слуцких документах поздних времён [4].

В начале ХХ в. прихожанами церкви были ремесленники и крестьяне – жители предместья Остров и девяти деревень: Весея, Борки, Збудище, Мелешковичи, Падерь, Поповцы, Хреново, Талица и Лошица.

Церковь Архангела Михаила и дом священника. 2013 г. фото - В.ХворовС давних времён при Михайловской церкви группировались ремесленные цехи. К началу ХХ в. в ней сохранялись хоругви гончарного (1833 г.), столярного и стельмахского (1845), кожевенничского (1854, на нем имелось изображение архистратига Михаила) ремесленных цехов. Во 2-й половине XIX в. к ней какое-то время были приписаны кладбищенская Варваринская церковь и Георгиевская церковь в деревне Хреново [5].

За семисотлетнюю историю храма имелось несколько построенных из дерева церковных зданий, которые приходили на смену друг другу. Причиной тому могли быть разрушения во время войн, пожары, или естественное старение деревянных конструкций.

Поклонный крест на территории храма Архангела Михаила. 2013 г. фото - В.ХворовК середине XVII в. храм находился в предместье Остров. Стоял на улице Михайловской, что отходила от Островской торговой площади. Предместье в те времена было очень обширным и многолюдным поселением с тремя приходскими церквями. В XVII в. его застройка плотно приблизилась к границе города.

Во время подготовки Слуцка к защите от русских войск в середине века по указанию князя Богуслава Радзивилла была освобождена территория перед городом. Требовалось, чтобы было не менее 800 шагов свободной территории перед городскими валами. Близко к городу застройка Островского предместья была ликвидирована. Тогда из предместья в город были перенесены церкви Космо-Дамиановская, Рождества Христова (Рождественская) и Михаила Архангела [6]. Несомненно, что во время военной опасности в первую очередь спасалось церковное имущество, однако, скорее всего, успели разобрать и перевезти и здания храмов. Недаром вскоре после упомянутых событий храмы с такими названиями уже стояли в той части Старого Слуцка, что примыкала к Островским воротам.

Захоронение на территории храма Архангела Михаила. 2012 г. фото - В.ХворовМихайловскую церковь, которая оставалась приходской, поставили на улице Островской [7].

На Остров после войны и восстановления предместья вернулась только Михайловская церковь. Космо-Дамиановская и Рождественская остались в городе и лишь иногда упоминались как те, что когда-то располагались в предместье [8].

К XVII в. относятся сведения и о церкви святых царя Константина и царицы Елены, которая имела отношение к Острову, она тогда считалось филиальной (приписана к местному приходу).

Корпус духовно-просветительского и административного центра. 2013 г. Фото - В.ХворовСведений, какой была Михайловская церковь в прежние времена, не сохранилось. О её виде в XVIII в. можно судить по описанию церковного иконостаса: он был шести ярусный, с четырнадцатью иконами [9]. Исходя из описания, очевидно, что в каждом ярусе помещалось от четырёх до одной иконы, откуда следует, что по размерам иконостас был узкий и высокий. Пропорции иконостаса всегда определяются характером внутреннего пространства храма, поэтому вероятно, что и церковь была небольшой, но высокой, её главный объем развивался вверх и, несомненно, состоял из нескольких ярусов.

На той же церковной площади стояла небольших размеров деревянная тёплая церковь, названная в честь архангела Гавриила.

Церковь Архангела Михаила. Шпиль колокольни, украшенный иконой. 2016 г. Фото В.ХворовВ предместье из города во 2-й половине XVIII в., возможно с целью организации второго прихода, была перенесена церковь святых царя Константина и царицы Елены.

В 1793 г. здание Михайловской церкви было, как свидетельствует тогдашний документ, уже старое, но не ветхое и для богослужения достойное [10]. Тем не менее, в 1794 г. её закрыли, а на следующий год фундуш, храмовые иконы, утварь и колокола передали Царе-Константиновской церкви. Последнюю переосвятили и присвоили имя святого архангела Михаила. Процесс перемещения имущества занял, вероятно, некоторое время, поэтому в исторической литературе, кроме вышеуказанных дат, встречается также 1798 г. [11] Бывшей Царе-Константиновской, а сейчас уже Михайловской церкви в наследство досталось также имущество ранее существовавшей в предместье, а потом перенесённой в город Космо-Дамиановской церкви.

Михайловская церковь сейчас является одним из самых важнейших памятников архитектуры Слуцка. Возведённая в XVIII в., сначала как Царе-Константиновская стояла в Старом городе на улице Копыльской, во 2-й половине XVIII в. перенесена в предместье. Её архитектура решена в традициях народного деревянного зодчества с элементами стиля барокко. Относится к группе построек ярусно-осевой композиции. Церковь состояла из двух прямоугольных в плане срубов: главного и меньшего алтарного, обнесённых по периметру ниже их галереей, раскрытой внутрь. Четверик алтарной части завершается четвериковым барабаном со шлемовидным куполом. Второй (если учитывать галерею, то снаружи получается третий) ярус главного объёма также представляет собой четверик, завершённый световым восьмериковым барабаном с луковице подобным куполом. Оба купола двухъярусные, с небольшими луковице подобными головками на глухих барабанах. К главному фасаду сначала примыкал небольшой входной тамбур, позже его заменила колокольня. Стены галереи и четвериков прорезают арочные оконные проёмы. Стояла церковь на каменном фундаменте, имела три входные двери. Стены были некрашеные. Крышу и купола покрывал гонт.

После переноса на Остров в углу церковной площади была возведена деревянная колокольня. На ней имелось пять колоколов в 30, 15, 8, 1 пуд и 30 фунтов. В 1833 г. колокольню отремонтировали и покрыли новым гонтом. Но несущие конструкции её состарились, и в 1879 г. она была повержена ветром, поэтому возникла необходимость в строительстве новой.

Мозаичное изображение Богоматери Владимирской, над ней – рельефное изображение Святой Троицы на стене часовни. 2012 г. Фото В.ХворовНовая колокольня появилась в 1880-е гг. Поставили её по главной оси храма на месте входного тамбура. Она представляет собой 3-ярусную композицию: четверик на четверике, завершается четвериком со срезанными углами, который накрыт шлемовидным куполом со шпилем. На характер пристройки оказал влияние стиль «классицизм» [12]. Четверик нижнего яруса, где находится входной проем, получил значение притвора. Зодчие нашли гармоничные соотношение пропорций колокольни и храма. Сейчас для храмового комплекса характерно постепенное нарастание расположенных по одной оси объёмов вверх, которое в конце концов завершается движением от алтарного купола до шпиля колокольни.

По описанию 1879 года, церковь имела старый 4-ярусный иконостас с пилястрами и колонками, окрашенными масляными красками в белый цвет, и с золотистыми карнизами. В нём располагались четырнадцать икон «старого простого письма» и шесть – «новой живописи».

До 1932 г. настоятелем храма был уроженец села Барановичи Василий Павлюкевич, а после его смерти на смену пришёл священник Криводубский. Протодиаконом служил Прокофий Жданко. Все они безосновательно подозревались местным НКВД как литовские, а потом польские шпионы.

Криводубский и Жданко в 1933 г. были подвергнуты репрессии как контрреволюционеры и сосланы. Церковь в том же 1933 г. была закрыта, иконостас с иконами вынесен. Здание стало использоваться под хозяйственные нужды и для жилья.

Возобновились богослужения в храме во время Великой Отечественной войны. В 1941 г. вместо уничтоженного иконостаса был сделан новый. В скромной реалистично-академичной манере масляными красками на холсте написаны иконы.

С 1989 по 2015 гг. настоятелем храма являлся протоиерей отец Михаил Вейго, он же в тот период благочинный Слуцкого церковного округа и главный редактор газеты «Преображение»Надпись, оставленная на одной из деталей конструкции, сообщает, что работали над иконостасом А. Маркевич, К. Скрипко и Д. Скрипко.

Нынешний адрес Михайловской церкви – улица Социалистическая, 90. Её стены снаружи окрашены в голубой цвет. Каменный фундамент облицован мраморной плиткой. Во время ремонта 2012 г. купола храма получили новое покрытие, в связи с чем изменился их цвет с серебряно-серого на золотисто-жёлтый.

В том же 2012 г. вместо предшествующего появился новый трёхъярусный иконостас. В нём располагаются 20 икон (8 – в первом; 11, с «Тайной вечерей» посередине, – во втором; 1, с изображением Бога-Отца, – в третьем), которые написал на липовых досках с соблюдением старинной технологии и использованием сусального золота минский художник-иконописец Анатолий Матяш.

В интерьере обращают на себя внимание сделанные местными мастерами (И. Кривошей, И. Давидовский) два резных деревянных киота с иконами Богоматери. На колокольне висят 7 разной величины колоколов.

На церковной территории в 1990 г. по стороны улицы по проекту архитектора А. Еременко возведена каменная часовня-иконная лавка, освящённая в честь иконы Божией Матери Владимирской. Вид часовни решён в традициях русской православной архитектуры. Она квадратная в плане, три стены имеют слабо выраженную выпуклыми линию. Покрыта гранёным куполом, облицованным медными листами, завершает его луковице подобный куполок на восьмигранном глухом барабане. Обращённая к церковному двору восточная стена имеет прямоугольную нишу с мозаичным изображением Богоматери Владимирской, над ней – рельефное изображение Святой Троицы. Перед входным арочным проёмом и мозаичной иконой имеются полукруглые ступени.

Церковь Архангела Михаила. Вид со стороны д. Ячево. 2016 г. Фото В.ХворовВ глубине двора по проекту того же архитектора в 1991 г. возведён двухэтажный каменный корпус духовно-просветительского и административного центра, где расположились купель, библиотека, классы воскресной школы и другие помещения. В характере этого здания сочетаются черты традиционной и современной архитектуры. С 1994 г. здесь находится редакция выпускаемой храмом духовно-просветительской газеты «Преображение».

Архитектурный ансамбль дополняют небольшой домик для сторожа, гараж и другие здания. Территория огорожена чугунной литой фигурной решёткой с каменными столбами. Храм имеет сейчас статус Свято-Михайловского собора, при нём находится центр Слуцкого благочиния. С 1989 по 2015 гг. настоятелем храма являлся протоиерей отец Михаил Вейго, он же в тот период благочинный Слуцкого церковного округа и главный редактор газеты «Преображение». Его предшественником был протоиерей Леонтий Кульчицкий, который служил в храме с 1956 г.

С 2015 г., в связи с организацией Слуцкой епархии во главе с епископом Антонием, Свято-Михайловский собор становится кафедральным.

Здание Михайловской церкви охраняется государством. Это образец полесской школы деревянного зодчества с чертами стилей барокко и классицизма, памятник архитектуры XVIII–XIX вв.

 

Игорь ТИТКОВСКИЙ
Перевод – Владимир ХВОРОВ

 

Стельмахский цех – от немецкого слова Stellmach(er) — колёсных дел мастер.

1. Снитко А.К. Описание рукописей и старопечатных книг в Слуцком Тройчанском монастыре. СПб.,
1911 г. 21.
2. Глебов И. Город Слуцк. Исторический очерк. Вильна, 1904, с. 31.
3. Ластоўскі В. Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі. Мн., 2012 (факсімільнае перавыданне 1926 г.).
Запіс Слуцкага князя Аляксандра слуцкай царкве Міхайлы, 1392 г., с. 124.
Описание церквей и приходов Минской епархии. Т. № 3, Мн., 1879 г.
Николай архимандрит. Историко-статистическое описание Минской епархии. СПб.1864, с. 21.
Батюшков П. Белоруссия и Литва (Исторические судьбы Северо-Западного края) СПб. 1890,
4. Гаусман М.А. Исторический очерк г. Слуцка. «Минские губернские ведомости», № 8–12, 1878 г.
Тройчанский архив. Сб. «Минская старина», вып. № 4, Мн., 1913 г.
5. Товаров А. Историко-статистическая справочная книжка Минской епархии. Мн., 1903, с. 162.
6. Глебов И. Город Слуцк. Исторический очерк. Вильна, 1904 г.
Ткачоў М.А. Абарончыя збудаванні заходніх зямель Беларусі ХІІІ–ХVІІІ стст., Мн., 1978г., с. 108.
Rafal Degiel. Protestantci i prawoslawni. Patronat wyznaniowy Radziwillow birzanskich nad Cerkwia prawoslawna w ksiestwe Sluckim w XVII w. Warszawa 2000, с. 122.
Якимович Ю.А. Зодчество Белоруссии ХVI – середины ХVIII веков. Мн., 1991, с. 312.
7. Rafal Degiel. Protestantci i prawoslawni. Patronat wyznaniowy Radziwillow birzanskich nad Cerkwia prawoslawna w ksiestwe Sluckim w XVII w. Warszawa 2000, с. 138.
8. Rafal Degiel. Protestantci i prawoslawni. Patronat wyznaniowy Radziwillow birzanskich nad Cerkwia prawoslawna w ksiestwe Sluckim w XVII w. Warszawa 2000, с. 139.
9. Іканапіс Беларусі ХV–ХVІІІ стагоддзяў. Складальнік Н.Ф. Высоцкая, Мн., 1992 г., с. 227.
10. «Дело с ведомостями о состоянии церквей … Слуцкой протопопии», 1793 г. НГА РБ ф. 136, воп. 1, спр. 344.
11. «Дело об упразднении малоприходных церквей в г.Слуцк. НГА РБ ф.299, воп. 2, спр. 85.
Описание церквей и приходов Минской епархии. Т. № 3, Мн., 1879 г.
Товаров А. Историко-статистическая справочная книжка Минской епархии. Мн., 1903, с. 156.
12. Якімовіч Ю.А. Слуцкая Міхайлаўская царква. Архітэктура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн. 1993 г., с. 449.

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск