К 500 летию Реформации. Лютеранская кирха и слуцкие протестанты в истории

 

 

На картинке Богуслав Радзивилл

31 октября 1517 года, Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов (диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) с изложением критики католической церкви и требованием реформации.

От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма.

Лютеранство – одно из направлений протестантизма. В его основу положено учение деятеля немецкой Реформации Мартина Лютера (1483–1546). Возникло оно в ХVІ в. в Германии.

В Великое княжество Литовское лютеранские идеи проникали из Польши, а также из Германии, Чехии, Пруссии, Ливонии.

Владимир Хворов

В Слуцке лютеране появились довольно рано. Сохранились свидетельства, что уже в 1535 г. князь Слуцкий Юрий Семёнович Олелькович выделил для их проживания в городе земельный участок. В тот же год лютеране приступили к строительству церкви. В середине ХVІ в. в Слуцке уже существовала значительная лютеранская община .

Можем встретить сведения, что лютеранский храм был основан, либо построен князем слуцким Богуславом Радзивиллом в 1654 г. (или 1653) . Возможно, поводом для такого утверждения стал пожар ранее возведённого деревянного лютеранского храма, на восстановление которого пожертвовал средства слуцкий князь, либо другая причина, вызвавшая необходимость возведения вместо прежнего храма нового. Известно, что за свою историю кирха несколько раз восстанавливалась после пожаров. Например, исследователь белорусской культуры Адам Мальдис также пишет: «Иероним Флориан Радзивилл в середине ХVІІІ в. открыл в Слуцке церковь, где слушал проповеди на немецком языке». Несомненно, что и здесь надо понимать не основание, а восстановление храма или после ремонта, либо после пожара.

Место, где проживали лютеране, находилось в Старом городе по левую сторону от улицы Копыльской, недалеко от Копыльских ворот. Посредине их квартала находилась площадь, на которой стояла кирха. Сначала площадь называли Саксонской или Сакской, позже – Лютеранской. Это свидетельствует о том, что первые лютеране в нашем городе были выходцами из Германии (как, кстати, и в других городах, например, в Вильне, где они жили на Немецкой улице). В богослужениях и делопроизводстве лютеранского прихода до XIX в. использовался немецкий язык.

От центра города до Лютеранской площади вела улица Саксонская (возможно, в какое-то время имела название Прозоровская).

Подробных описаний архитектурных особенностей церкви не сохранилось. Исходя из условных её обозначений на планах города конца ХVІІІ – начала XIX веков, можно прийти к выводу, что она имела покрытый скатной крышей прямоугольный в плане объём, с алтарным выступом, а входной тамбур на главном фасаде завершался шатровой башней. Один из авторов своих воспоминаний о Слуцке писал, что ещё в 1-й половине XIX в. «около валов, недалеко от Копыльских ворот, возносила себя лютеранская кирха, деревянная, с алтарём, как у католиков, и распятием». Рядом с ней стоял дом для пастора и дьякона.

Владимир Хворов

ХVІІ век, когда в крае хозяйничали князья Радзивиллы: Януш, Богуслав, Людвика-Каролина, которые сами являлись протестантами, для слуцких лютеран был наиболее благоприятным. Вместе с Вильной и Биржами Слуцк являлся одним из трёх крупнейших центров лютеранства в Великом княжестве Литовском.

Владимир Хворов

 

Времена процветания протестантов в Слуцке закончились в XVIII в. В конце его лютеран в Слуцке было 105 человек, они составляли 3,3% из числа жителей города. А в 1852 г. их было всего 18 человек (0,7% среди христианского населения города). В те времена лютеранская церковь в Слуцке существовала за счёт денежных вкладов из двух имений землевладельца (помещика) Бяркевича. Деньгами помогал и Слуцкий реформаторский союз.

Во второй половине XIX в. немногочисленная слуцкая лютеранская община уже являлась филиалом минской лютеранской общины.

В документах за 1858 г. отсутствуют сведения о лютеранском пасторе, а за 1864 г. не упоминается и лютеранский приход. Скорее всего, что история слуцкой лютеранской общины закончилось в конце 1850-х годов.

Владимир Хворов

Храм лютеранский, вероятно уже опустевший, ещё приводится в числе слуцких церквей и других богослужебных зданий за 1858 г., однако в документах 1860-х годов не упоминается. Он, скорее всего, сгорел во время пожара, произошедшего в 1860 г.

Со временем на наших землях начали распространяться новые протестантские учения. В начале XX в. в Слуцке появились баптисты. Возможно, что последние слуцкие лютеране пополнили их ряды.

Площадь Лютеранская долгое время сохранялась. Попасть на неё во второй половине XIX – начале XX веков можно было с Шоссейной улицы (ныне улица Ленина) по Полицейскому переулку, а потом, повернув направо, по Лютеранской улице. В связи с тем, что главная торговая площадь Старого города после проведения через город шоссе чуть сместилась на север, Лютеранская площадь оказалась от неё неподалёку, отделялась незначительной застройкой. Поэтому во второй половине XIX в. она также была приспособлена для торговли. Здесь продавались преимущественно дрова, скот и лошади.

Во время установления Советской власти в 1919 г. Лютеранскую площадь было решено переименовать в Красную.

Во время Великой Отечественной войны район бывшей Лютеранской площади, до этого уже занятый частной деревянной застройкой, сильно пострадал. Сейчас место бывшей площади – это территория по правую сторону от улицы Кононовича (бывшей Подвальной), за кинотеатром «Беларусь», на площади между возведённой в 2005 г. городской баней и магазином «Весна». Она занята жилой многоэтажной застройкой.

Сегодня памятью о трёхсотлетней истории слуцких лютеран являются лютеранское кладбище: часть старого городского кладбища по улице 14 Партизан.


Источник: nasledie-sluck.by

Игорь ТИТКОВСКИЙ
Перевод – Владимир ХВОРОВ

На заставке – Роза Лютера (эмблема лютеранских церквей)  на фоне креста в цветах, используемых немецкими протестантами.


 

 

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск