«Чтобы умели обращаться с авто и мотоциклами». Талантливый автомеханик более 15 лет прививает детям любовь к автоделу

Про таких людей, как Владимир Протасеня, говорят: «Человек с огоньком в глазах». Уже больше 15 лет он возглавляет Слуцкий районный центр автомобильной культуры и технического творчества детей и молодежи «Автомир».

В коллекции центра и лично Владимира Протасени –  более 30 экземпляров ретро-техники и большой мотоциклетный парк.  Корреспонденты МЛЫН.BY отправились в гости к талантливому автомеханику и реставратору, чтобы окунуться в атмосферу его «Автомира».

– Автомобилями я живу давно, – начинает разговор Владимир Адамович. –  Еще в советские времена, когда учился в школе, у нас преподавали предмет автодело. Мы хорошо разбирались в технике, могли сами собрать-разобрать машину или мотоцикл, устранить поломку.

После возвращения из армии Владимир Протасеня создал собственную фирму по ремонту автомобилей:

– И тут выяснилось, что мои работники очень плохо разбираются в технике. Вот тогда у меня и возникла мысль: а почему бы не создать такой кружок, где можно было бы обучать основам автодела школьников? Чтобы они в будущем умели обращаться с автомобилями и мотоциклами. Образование педагогическое у меня есть, а с техникой – уже давно на «ты».

Владимир Адамович с энтузиазмом взялся за дело. Предложил свою идею местным властям, стал формировать материальную базу, искал желающих обучаться. Так, в 2002 году на базе Козловичской средней школы был создан «Автомир»:

– Я сам родом отсюда, оканчивал именно эту школу, здесь и продолжаю жить. Когда мы только начали работать, сразу очертили себе два направления: мотоциклетный и автомобильный кружок, а также реставрация старинных автомобилей.

В первый год существования «Автомира» в нем одновременно занималось по 30 человек (в основном школьники старшего возраста).

– Сейчас уже, конечно, поменьше, – констатирует Владимир Протасеня. – В нынешнем году приходит чуть больше 20 человек.

Сегодня «Автомир» может похвастаться большим автомобильным и мотоциклетным парком. Есть багги, учебный автомобиль, несколько картингов и более 20 мотоциклов:

– Собирать все это добро было очень тяжело. Что-то находили сами, причем искали как в ближайших деревнях, так и по всей Беларуси.  Где-то помогли местные власти и организации, выделив помещения и тематические пособия. А в 2004-м нам подсобил бывший председатель Минского областного комитета Николай Домашкевич. Он подарил нам несколько новых мотоциклов. Стараемся их беречь. Уже 13 лет прошло, а они будто только с конвейера сошли, – улыбается Владимир Адамович.

Постепенно появилась и внушительная коллекция экземпляров ретро-техники.

– Реставрацией начал заниматься уже давно. Первым моим детищем стал мотоцикл М-103 «Минск». С того момента у меня осознанный интерес к этому ремеслу. А с созданием «Автомира» стал обучать всему, что знаю, детишек. По сути занимаюсь этим уже профессионально, – говорит Владимир Протасеня.

Техника, которую он восстанавливает со своими воспитанниками, в основном советского периода. Встречаются такие экземпляры, как «ГАЗ-67», «ГАЗ-64», уникальный в своем роде плавающий автомобиль-амфибия «ГАЗ-011».

– В своей массе, эта техника военного предназначения, – подчеркивает Владимир Адамович. – С ее восстановлением возникает много трудностей: комплектующие найти не так просто. В среднем на одну машину уходит несколько лет, но, поверьте, результат того стоит. Кстати, с военными машинами мы частенько участвуем в тематических экспозициях и реконструкциях. Специально к таким событиям готовим аутентичную военную форму, макеты оружия, рации, чтобы все выглядело реалистично. Есть даже копия знамени Победы…

Восстанавливают  здесь и гражданские автомобили: «волги», «победы», «жигули»… Недавно даже отреставрировали гусеничный тягач.

Но особая гордость автомеханика – «ВАЗ-2101» в традиционном желто-синем окрасе (такие автомобили  были на службе ГАИ СССР):

– «ВАЗ» мы восстанавливали не только из любви к ретро-автомобилям. Это еще своего рода пропаганда соблюдения ПДД, ведь в наше время автомобилей стало очень много, а культура вождения – хромает. С «жигуленком» мы участвовали во многих выставках и автопробегах. Даже в Минск на День города ездили – минчане были в восторге.

По договоренности с местной ГАИ Владимир Протасеня организовал обучение школьников азам вождения.  Для этого оборудовали специальный закрытый автодром и трассу для мотокросса:

– Научить вождению – это ведь не самое главное. В первую очередь здесь важен воспитательный процесс. Хочется показать ребятам, как правильно вести себя на дороге, чтобы в будущем они стали действительно классными водителями.

Планов и идей у Владимира Адамовича еще много. Он хочет создать собственный музей. Почти 10 лет назад инициативу поддержали районные власти, но реализовать ее не получилось:

– Единолично я создание музея потянуть не смогу, финансовые возможности не те. Вы только представьте, какая красота получится, если собрать все наши экспонаты в одном месте! (Сейчас они хранятся в нескольких гаражах Слуцкого района. – Авт.) Это ведь интересно и в туристическом плане. Гостям можно было бы рассказывать историю автомобилей, показывать их устройство, предлагать покататься на них. А еще рядом построить гостевой домик, где туристы отдыхали бы…

Александр НОВОХРОСТ

Фото Светланы КУРЕЙЧИК

 

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск