Житель Солигорска в одиночку за три года построил самолет

Екатерина Пантелеева, Рэспубліка

 

Размах крыльев — восемь метров, скорость для взлета — 60 км/ч, вес — 210 килограммов: три года понадобилось жителю Солигорска, чтобы в одиночку сделать самолет. Недавно аппарат прошел первые испытания. О том, каково это бросить вызов силе притяжения, у изобретателя узнала корреспондент «Р».

Три года работы — самолет готов к испытаниям
Три года работы — самолет готов к испытаниям

Фамилия у авиатора-самоучки соответствующая — Лебедь, имя-отчество — Владимир Иванович. С ходу зовет в гараж. Полеты, значит, на сегодня отменяются. «До весны сезон закрыт, судно на доработке, — поясняет кулибин. — Винт дома на стене висит, крылья — на даче, а тут корпус со всеми механизмами».

Его мастерская, считай, мини-завод. Вокруг стеллажи, на полках стеллажей запчасти. В центре — стоит-скучает самолет. Шестиметровая конструкция занимает почти все пространство. Последний раз, говорит мастер, на аэродроме, точнее ровном поле, что недалеко от Солигорска, авиасудно кружило в октябре. А сейчас все: холодно, мокро, остается только фото и видео с его изображением смотреть. Начинаем и сразу о необычной идее говорим.

— Человек я такой, планы мои всегда были больше, чем зарплата. С детства знал: если сам не сделаешь, ничего не будет. Поэтому, когда в 2003-м захотел летать, собрал дельтаплан, — рассказывает собеседник. – А потом просто для интереса стал просматривать в интернете маленькие самолеты. Задумался, вот если бы я вдруг взялся мастерить авиасудно, какую выбрал бы компоновку. Прикинул, запомнил.

Строить самолет Владимир Лебедь начинал с хвоста
Строить самолет Владимир Лебедь начинал с хвоста

По образованию Владимир Иванович горный электромеханик, работал на «Беларуськалии». В 2012-м вышел на пенсию, и тут у него появилась идея фикс — свой самолет. «Школьником занимался в авиамодельном кружке, а у нас там и токарные, и фрезерные станки были, — перечисляет собеседник. –Да и руководитель отличный: разрешал часами в мастерской сидеть. Там всему и научился».

Взявшись за самолет, никаких планов и чертежей не делал. Дизайн «срисовал» с аппарата, что когда-то увидел в интернете, начинку придумал и держал в голове. Помогло, признается, хорошее пространственное воображение. Авиасудно собирал из того, что оказалось под рукой.

«Сердцем» его стал лодочный двигатель, основанием — авиационные трубы. «Они дюралевые. Обычно достать их сложно, но мне повезло, — поясняет изобретатель. — После развала Союза, как чувствовал, купил у одной турфирмы три списанных дельтаплана, в комплектацию которых они входили».

Первым конструкторским бюро Лебедя стал городской Центр технического творчества детей и молодежи.

— Предложил им бесплатно вести кружок по авиамоделированию и параллельно строить тут самолет. Начал с хвоста. Его контуры, видишь, — он проводит по краю аппарата, — это лыжные палки, они тоже из дюраля. Всего 14 штук. А вот это, — рука переходит на полукруглую часть хвоста, — гимнастический хулахуп. Идем как-то с женой по Ждановичам, а там старый спортинвентарь продают. Я только обруч покупать, она: «Зачем тебе круг?» Я: «Это не круг, это изогнутая дюралевая труба». Полость между палками, кстати, заполнена пенополистиролом, полы которым утепляют.

Дальше — крылья. Их Владимир Иванович мне показывает на фото, где подробно запечатлен каждый этап изготовления. Работы, к слову, велись в одном из помещений местного футбольного клуба «Шахтер». Технологию, предупреждает, выдумал сам: «Заказал на заводе толстый пенопласт, вырезал из него восемь одинаковых блоков — по четыре на каждое крыло. Надел их на металлические трубы, закрепил. Оклеил все стеклотканью, затем капроновым, синтетическим материалом, сверху аквалак. Вот тебе и монолит».

Трудился, рассказывает, настолько тихо, что о его присутствии здесь почти никто не знал. Был случай, кто-то из мужиков поспорил с приятелем на бутылку коньяка, мол, веришь, у нас тут изобретатель самолет делает. «И выиграл, потому что разучились люди верить во что-то нестандартное, — впервые в голосе Лебедя чувствуется грусть. – Хотя новые идеи подхватываются. Приятель вон насмотрелся на меня и паромотор купил, теперь тоже летать учится».

— Как-то из вашего рассказа выходит, самолет собрать, как воды попить, — развожу руками. — Слишком уж просто.

Так на словах все легко, — подтрунивает Лебедь. – А я вот ручку управления, например, раз пять переделывал. Технически вроде все было нормально, но эстетически мне не нравилось. А в авиации ведь как говорят: хорошо летает только красивый самолет.

Готов летательный аппарат был через три года. Модель получилась сверхлегкой, рассчитана на одного человека. Такая конструкция, говорит авиатор, лучше подходит для испытаний. Предстоящей весной, когда все механизмы будут окончательно проверены и доработаны, Владимир Иванович хочет сделать его двухместным. «Но это планы на перспективу, пока же нужно научиться этим устройством управлять, а то будет как с дельтапланом», — задумывается, словно вспоминает.

— А что с ним не так? — любопытствую.

Да учился делать взлет-посадку, а тут приехали знакомые посмотреть, как я летаю. Думаю, дай-ка попробую сделать круг. А опыта нет, на повороте скорость потерял и свалился. Все поотбивал.

— И на этом с дельтапланами закончили?

— Ты что?! Это было только начало. И повод сделать новый дельтаплан, — улыбается.

Кто поймет этих изобретателей, думаю и задаю последний вопрос: «Владимир Иванович, а самолет вам зачем?»

Летать хочу. Красить стану, на крыльях напишу: «Солигорск и ФК «Шахтер», жители, надеюсь, оценят. Будут смотреть мне, парящему, вслед и улыбаться: «Лебедь наш полетел».

 

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск