Метафизика монет – как привыкнуть к новым деньгам

Независимая Беларусь почти четверть века прожила без монет. Когда распадался Советский Союз, в республику могли попадать так называемые монеты ГКЧП 1991 года с изображением башни Московского Кремля и здания Верховного Совета СССР на аверсе и надписью “Государственный банк СССР”, но фактически это были уже деньги отделявшейся Российской Федерации, а не всего Союза. Также на протяжении многих лет Беларусь выпускала сувенирные монеты, но в качестве повседневного платежного средства их рассматривать несерьезно.

Получается, что в стране еще есть люди, которые когда-то активно пользовались монетами в быту. Но очень много в Беларуси и тех, кто вырос в годы независимости и монетами вообще никогда не рассчитывался, а если и имел с ними дело – то только за границей. Меж тем монеты – самое ходовое платежное средство для ежедневных мелких покупок. Взрослые, например, могут оплачивать парковку, дети – покупать булочку в школьной столовой. Чтобы не запутаться в “медяках” и “никелях”, нужен уверенный навык обращения с металлическими деньгами. Об этом стоит задуматься уже сейчас. До непосредственного знакомства с новыми рублями осталось меньше года. Монеты и новые купюры вводятся в Беларуси с 1 июля 2016 года. Более того, до 31 декабря 2016 года в Беларуси будет двойное хождение старых и новых денег. Не забудем о том, что не просто меняется внешний вид банкнот и вместо некоторых купюр появляются монеты. В стране пройдет деноминация. То есть параллельно будут ходить деньги с разным номиналом и абсолютно непохожим внешним видом, но одинаковой реальной ценностью. Это очень важный момент для любого переходного периода во время денежной реформы. В таких случаях в магазинах указываются двойные цены: в старых деньгах и новых. Не избежим этого и мы. Как раз такой порядок предусмотрен указом №450 “О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь”. Кроме того, в пресс-релизе Нацбанка Беларуси от 4 ноября 2015 года сказано: “Деноминация будет проведена путем замены находящихся в обращении банкнот образца 2000 года на банкноты и монеты образца 2009 года в соотношении 10 000 белорусских рублей в денежных знаках образца 2000 года к 1 белорусскому рублю в денежных знаках образца 2009 года. То есть, учитывая выбранный масштаб укрупнения белорусского рубля (1:10 000), самый низкий номинал банкноты, действующий в настоящее время, – 100 рублей – будет заменен на самый низкий номинал нового денежного ряда – 1 копейку”. Другими словами, нужно четко уяснить для самого себя, а главное, растолковать своим детям и престарелым родственникам, что старые сто рублей – это новая копейка, соответственно, новые 2 копейки равны 200 старым рублям, 5 копеек – 500 старым рублям, 10 копеек равны 1000 старым рублям и так далее. Необходимо отвыкать от привычки многих жителей Беларуси, которая вполне объяснима для “безмонетной” страны, называть в обиходе все монеты, независимо от их номинала, копейками. Это может вызвать непонимание при общении продавцов и покупателей. Довольно часто приходилось наблюдать за границей, как жители Беларуси спрашивали друг друга в магазине: “У тебя их копейки есть? Дай, а то у меня только крупные”. Все. Теперь у нас будут свои монеты, среди которых и копейки, и рубли. Чтобы не путать – будем называть их правильно. К тому же стоит обратить внимание на то, как наши новые монеты грамотно распределены по трем видам. Есть два вида копеек. Первая группа – 1, 2 и 5 копеек, вторая – 10, 20 и 50. Первые – более темные, вторые – более светлые. Детям нужно объяснять, что светлые – это мелкие деньги, а потемнее – мелочь, меньше которой нет. Таким образом можно быстрее разобраться в груде копеек на ладони или в кошельке. Третья группа монет – это рубль и 2 рубля. По цвету они “никелевые”. С копейками точно не спутаешь. И между собой они тоже отличаются. Если рубль однородный, то два рубля – с желтой каймой. Для удобства их можно разделить на чёт и нечет. Это поможет, когда нужно быстро набрать нужную сумму из жмени монет. Ну и наконец, само разделение денег на бумажные и металлические помогает психологически провести четкую границу между мелочью и более серьезными платежными средствами. Если дальше развивать такую непростую для многих взрослых тему “Дети и деньги”, то нужно сразу свыкнуться с мыслью, что выклянчить наличные средства на определенные прихоти нашему юному поколению станет проще. Сейчас далеко не все автоматы по продаже жвачек, конфет и прочего из серии “Дети плачут – родители платят” оснащены купюроприемниками. Довольно часто нужно сначала купить жетон в другом автомате или в кассе детского кафе, а уже потом опустить его в игровой или конфетный автомат. Можно заговорить зубы ребенку, что, мол, жетоны у тети на кассе закончились, пора домой и подобное. В ближайшем же будущем все эти устройства явно будут работать “от монет”. И такие отговорки родителей не сработают. Вообще монеты, если учесть опыт соседних стран, могут многое изменить в наших повседневных тратах. Это тема для большого отдельного разговора. Напоследок вспомним старую забаву советских школьников, которая будет очень интересна для школьников белорусских, а заодно немного повысит их навык обращения с монетами. Тренироваться можно уже сейчас на иностранных монетах. Для этого нужна хотя бы одна монета, лист бумаги и простой карандаш. Монета кладется на стол сверху, к ней плотно прижимается бумага. Затем нужно интенсивно водить по бумаге тупым концом карандаша, из которого хоть немного, но выступает грифель. Должно получиться довольно точное и даже иногда рельефное (это зависит от бумаги) изображение монеты. С одной стороны, это забава, с другой – метод познания денег. Причем познавать их будут вместе и дети, и родители.

Василий МАЛАШЕНКОВ, БЕЛТА

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск