Число импортёра

– Документ предусматривает дополнительные затраты на проведение сертификации заграничной продукции, – сказал в интервью «АиФ» председатель общественного объединения «Белорусский союз налогоплательщиков» Анатолий ТРУХАНОВИЧ. – Товар в ожидании экспертизы может пролежать на складе один-два месяца. Представьте, сколько на этом потеряет бизнес с учётом дороговизны наших кредитов!

Другое мнение: Постановление №666 от 06.08.2015 года – это только служебный документ, необходимый для того, чтобы полноценно работали другие нормы. Так считает Надежда ЗНАК, адвокат, партнер АБ «Боровцов и Салей БИС».

– Несмотря на зловещий номер и появившиеся в последние дни громкие заголовки, само по себе постановление касается исключительно порядка проведения административной процедуры, предусмотренной другими нормативными актами.

По словам эксперта, ещё в 2012 году Законом от 07.01.2012 г. №340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» было предусмотрено проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы, а принятым в рамках развития закона Постановлением Совмина от 11.07.2012 №635 был утвержден Перечень продукции, подлежащей экспертизе.

– Однако сам порядок обращения за проведением такой процедуры не был прописан, и вот он появился в Постановлении №666, которое порождает больше вопросов о санитарно-гигиенической экспертизе, чем даёт ответов.

Покупайте белорусское

Санитарно-гигиеническая экспертиза вводится для обеспечения санитарного благополучия населения.

С этим не в полной мере согласен Анатолий Труханович:

– Можно понять наше правительство – оно хочет оставить валюту в стране, ограничив импорт, и сделать торговый баланс положительным. Однако возмещение расходов на проведение экспертизы бизнес переложит на покупателя, что приведёт к росту цен. Также можно ждать дефицита определённых категорий товара.

– Идея в том, чтобы не завозить в страну товары, которые мы производим сами. Но в итоге это приведёт к росту контрабанды. Люди станут чаще ездить за товарами в Литву, Польшу и Россию.

Надежда Знак не поддержала мнения о возможном дефиците товара:

– Продукция, аналоги которой не производятся в Беларуси, а также ввозимая крупными импортёрами, скорее всего, будет ввозиться в необходимом количестве и официально, однако возмещение увеличивающихся расходов на ввоз партии товара возложат на потребителя.

О каких товарах идёт речь? Например, о бытовой технике, автомобильных товарах, бытовой химии и т.д.

– Обеспокоенность вызывает возможность чрезвычайно широкого толкования утверждённого перечня продукции, – продолжает адвокат, – в силу использованных общих формулировок и отсутствия конкретных указаний на виды товаров, подлежащих экспертизе, а также из-за фактической нерешенности вопросов об экспертизе серийно выпускаемой продукции, о надлежащих сроках действия заключений и о порядке подтверждения наличия заключений.