Мощевик Свято-Михайловского собора города Слуцка

По благословению Благочинного Слуцкого округа

настоятеля Свято-Михайловского собора города Слуцка

Протоиерея отца Михаила Вейго

Мощевик Свято-Михайловского собора города Слуцка

Часто не только нецерковные люди, а даже прихожане  не знают о  тех святынях, которые имеются в их храме. В  Свято-Михайловском соборе в ризнице  вот уже более пяти лет находится ковчег с  частицами мощей многих угодников Божиих.  Каждое воскресенье после ранней Литургии священнослужители торжественно выносят мощевик на поклонение верующим.

Вот имена тех святых, частицам мощей которых можно поклониться  в Свято-Михайловском соборе.

– Частица древа Креста Господня

– Святитель Алексий, митрополит Московский

– Преподобный Сергий Радонежский

– Святой благоверный князь Петр Муромский, в иночестве Давид

– Преподобный Илия Муромец, Печерский

– Преподобномученик Анастасий, диакон Печерский

– Священномученик Лукиан Печерский, пресвитера

– Преподобный Агапит Печерский

– Преподобный Ахила, диакон Печерский

–  Святой Мученик Урван Антиохийский

– Преподобный Исаакий Печерский

– Преподобный Анатолий Печерский, затворник

– Святой Мученик Филикс Афинянин

– Преподобного Онуфрия молчаливого, Печерского

– Преподобный Моисей Угрин, Печерский

– Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздольский

– Святитель Мартин исповедник, папа Римскй

– Святой Мученик Гаведдай Персидский, царевич

– Преподобный Лука Печерский, эконом

– Преподобномученик Анастасий, диакон Печерский

– Блаженный Нифонт Печерский

– Святой Мученик Флор Иллирийский

– Преподобный Алипий Печерский

– Преподобный Марк Печерский, гробокопатель

– Преподобный Никодим Печерский, просфорник

– Святитель Игнатий Ростовский

– Преподобный Нил Столобенский

– Праведный Иона Одесский

– Священномученик Климент, папа Римский

– Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий

– Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский

– Святитель  Филарет (Дроздов) митрополит Московский и Коломенский

– Преподобный Лаврентий Черниговский

– Святой мученик Мамант

Частицы от гробов:

  1. Преподобный Павел Послушливый (Повинник)
  2. Иларион, митрополит, Киевский и всея Руси
  3. Арсений Печерский, Трудолюбивый
  4. Евфимий Печерский, иеросхимонах
  5. Князь Феодор Васильевич Острожский, Печерский, инок

Покров с гроба

  1. Преподобный Феодосии Печерский

Земля со Святых мест.

  1. Земля со Святой Земли (с горы Фавор, с града Иерусалима, с Вифлеема (поле пастушков),
  2. Земля с места явления Святой Троицы преподобному Александру Свирскому
  3. Земля с могилы Святителя Игнатия (Брянчанинов), епископа Ставропольский и Кавказский
  4. Вифлеем. Пещера. Молочный грот.

 

История почитания мощей

Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мертвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, а места погребения их становились храмами , где совершали богослужение: «Проводя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа». Многие истории о выкупе останков святых попали в их жития. Например, в житии святого Вонифатия рассказывается, что он был направлен праведной Аглаидой на Восток с целью выкупить и привести в Рим останки мучеников, но пострадал сам и его тело было выкуплено его спутниками за 500 золотых монет.
Почитание мощей и возношение молитв святым относит к раннему христианству исследователь В. И. Петренко. Так в «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа (II век) даются свидетельства о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самих останков их. Причём ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни». Григорий Неокесарийский (III век) установил праздники в память мучеников и их мощи в своей епархии разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в дни их памяти.   Помимо собственно мощей почитались также так называемые реликвии, то есть всё, что соприкасалось с телом святого при жизни или после смерти: одежда, орудия мученичества и т. д.
Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги, которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром. Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба, в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.
Святые отцы о почитании мощей
Отцы Церкви (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Августин Блаженный, Кирилл Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн Дамаскин) в своих трудах изучали вопрос почитания мощей. Все их выводы основываются на учении Священного Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Святого Духа, а также на общей уверенности в святости тех, чьи мощи почитаются, а так же на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, посредством мощей.

Особое значение придаётся чудесам, совершаемых от мощей. В V веке Исидор Пелусиот указывает, что в случае сомнений в том, что прах «мученических тел» почитается «ради любви мучеников к Богу» необходимо спросить «у тех, которые получили от них (мощей) исцеление, и дознай, в каких страданиях подают они врачевания. Тогда не только не будешь смеяться над тем, что делается, но, конечно, и сам поревнуешь исполняемому».

Григорий Богослов в IV веке в своём обличительном Слове на Юлиана Отступника пишет, что тела мучеников совершают все то, что совершали они сами при жизни: «Они (святые мученики) прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают, сами тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют как святые души их. Даже капли крови и всё, что носит на себе следы их страдания, также действительны, как их тела».

Иоанн Златоуст (IV век) указывает на то, что мощи являются напоминанием о подвигах святых и их вид должен призывать верующих к подражанию такой же жизни: «Милосердный Бог, дарующий нам бесчисленные случаи ко спасению, вместе с другими путями открыл и тот путь, который может привлекать нас к добродетели, — оставляя нам между прочим мощи святых; ибо гробницы святых возбуждают к подражанию тех, которые на них взирают».

В VIII веке Иоанн Дамаскин в своём догматическом сочинении «Точное изложение православной веры» дал следующее обоснование почитания мощей: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

 

Литургическое (Богослужебное)  значение мощей

Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю», литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором, определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Так же Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было: «да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою».

В Православной церкви в каждом храме есть мощи святых, которые полагаются под престолом в особом ковчежце (если освящение храма осуществляет епископ) или вкладываются в антиминс (при освящении храма священником). По учению Церкви, преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя происходит только на антиминсе, разложенном на престоле. При зашивании мощей в антиминс (или помещении их под престол) они помазываются миром, а священнослужитель читает следующую молитву: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву». Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

Формы хранения мощей

Ковчежец — небольшой ящик, куда могут помещаться как частицы мощей одного святого, так и одновременно нескольких святых. Мощи в ковчежце устанавливаются под престолом православного храма, когда его освящает епископ. Ковчежецы часто выполняется из драгоценных металлов. Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове.

Рака — металлический или деревянный гроб, куда помещаются мощи. В случае, когда мощи в раке открывают для поклонения, то они облачаются в одежду согласно статусу святого. Раки могут изготавливаться из драгоценных металлов, украшаться литьём (резьбой) и драгоценными камнями (например, рака преподобного Сергия Радонежского, хранящаяся в Троице Сергиевой Лавре, святой праведной Софии, княгини Слуцкой – в Свято-Духовом соборе города Минска). Над раками может возводиться сень. В день памяти святого мощи в раках могут торжественно выноситься из храма и участвовать в крестном ходе.

«Под спудом» — форма хранения мощей в глухо запечатанных раках, когда они не открываются для поклонения. В древности на мощах «под спудом» строились храмы.

Мощевики — могут быть различной формы, часто в небольших мощевиках частица мощей святого помещается в его икону. К мощевикам относятся энколпионы и наперсные кресты, с вложенными в них частицами мощей. При положении частицы мощей в мощевик она заливается воскоматикой, предохраняющей её от выпадения или повреждения.

Реликварий — вместилище, характерное для Западной Европы, но встречавшееся в Византии и Древней Руси. Мог принимать самый различный вид: начиная с маленьких сосудиков и кончая крупными ларями.

Не забудь поделиться этой информацией со своими знакомыми и друзьями.

Комментарии

Оставить комментарий

 
#Радио1958#Солигорск